Рост количества бедных, безработных являлся серьезной социально-экономической и психологической проблемой Российской империи. Ее решение требовало комплексного подхода на всех уровнях: государственном, муниципальном, сословном. Основным источником финансирования социальной сферы, помощи бедным становились благотворительные пожертвования деловых людей России.
Анализ процессов духовно-нравственного развития помогает понять, как находили признание в российской действительности благородные идеи бескорыстного служения общественным интересам, которые определяли жизнь и деятельность многих россиян, помогали восприятию гуманных общечеловеческих ценностей.
С отменой крепостного права и вступлением страны на путь интенсивного капиталистического развития социальная роль и экономическое значение отечественного предпринимателя, - как историческая тенденция, - возрастали. Он уже не довольствовался тем, что основные рычаги государственной машины находились у самодержавия и органично связанного с ним дворянства и бюрократии.
Усложнившееся социальное положение предпринимателя-капиталиста в пореформенной России определялось тем, что он, во-первых, был носителем прогресса, который способствовал развитию производительных сил в обществе, а, во-вторых, эксплуататором, “новым рабовладельцем”, заставившем трудиться на себя массы неимущих рабочих и обогащавшийся за счет их труда.
Подобная противоречивость социального облика предпринимателя, естественная для капиталистической действительности, усугублялась критическими настроениями, взглядами на его жизнь и деятельность в российском обществе.
Очевидно этому способствовала следующая социальная особенность в исторических традициях России: в отличие от других стран у нас исстари отсутствовал культ богатства, денег ради денег. Являясь исторической традицией, благотворительность получила широкое распространение среди российских предпринимателей, стала их характерной классовой чертой.
Динамика классового самосознания предпринимателей способствовала изменению “корпоративной психологии”, вела к тому, что представители делового мира страны, - хоть и далеко не все сразу, - начинали постепенно ощущать свою органичную связь с перспективой развития своего народа, которое было невозможно без передовой культуры и просвещения.
Мотивы предпринимательского благотворения связывались не только с внутренней потребностью “пособить сирым и убогим”, но и с религиозными воззрениями, христианскими традициями и этикой, моралью, так как многие предприниматели являлись набожными, верующими людьми. Их заботы жить “с волей божией” материализовались в пожертвованиях на богадельни, приюты, ночлежные дома, монастыри, церкви и т.д.
Иначе говоря - это была характерная форма предпринимательской, буржуазной благотворительности, отличавшаяся как от обычной милостыни, так и от дворянской благотворительности своим размахом, масштабом, а нередко - и русской удалью.
Характерно, что социальные тенденции, активно действовавшие в пореформенных условиях российского общества, - усвоение европейского образа жизни, повышение образовательного уровня, а в конечном счете, выработка и формирование новой модели групповых социокультурных ценностей, - не принизили и не уменьшили духовную, практическую значимость религиозного фактора.
Хотя на рубеже XIX-ХХ веков внешнее отношение, преданность религии, богу стали менее афишироваться, однако, по сути больше проявляться и выражаться в добрых гуманных делах, чем в простой и обыденной приверженности церковным обрядам и исполнении их.
И ныне, - после десятилетий забвения, с середины 80-х годов ХХ века, - в нашей стране возрождается интерес к истории благотворительности как бесспорно положительному традиционному фактору национального процесса социально-экономической модернизации. Его востребованность сегодня во многом обусловлена современными потребностями реформирования российской социальной модели помощи трудящимся.
“Непонимание содержания и особенностей развития России дорого обошлось Николаю II; оно привело к разложению власти коммунистической партии; оно создает предпосылки для контр-модернизаций в современной России”.
В.И.Жуков
“Русь не оскудела талантами”.
Юрий Бондарев
Социальная история Отечества дает возможность современному обществу на основе знания своего прошлого объективно осознать свое место в общемировом процессе развития человечества, на общеисторическом фоне „точнее оценить трудности, проблемы, достижения. Ее познавательные, воспитательные и прогностические функции в ходе развития общества усложняются, становятся более многообразными.
Подтверждается вывод: "Социальная история в тесном смысле ... есть ни что иное, как часть истории общества".[186] Исследуя, трансформируя и обращая опыт прошлого в достояние современников, она занимает уникальное место в социальном воспитании, ибо этот опыт, запечатленный в социальной памяти народа, несет в себе высокий нравственный потенциал, является источником его духовной силы и энергии.
В этой связи невозможно не согласиться с утверждением, стоявшего у истоков науковедения Дж.Бернала, о том, что "наука играет роль посредника между установившейся и передаваемой по наследству практикой людей, работающих для того, чтобы жить с утвердившимися идеями и традициями, которые обеспечивают продолжение существования общества".[187]
Практика, идеи и традиции, многовековой опыт благотворения делового мира занимали важное место в жизни России, хотя значение и содержание их существенно менялись на различных этапах российской истории.
Получив дальнейшее развитие при Екатерине II, частная благотворительность активизировалась в период царствования Александра I. На рубеже XIX - XX веков ее основными действующими формами являлись: 1) пожертвования частных лиц, 2) организация отдельными лицами заведений для призрения, 3) организация благотворительных обществ, 4) создание касс и различных союзов взаимопомощи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.