Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 34

В городе имелись различные благотворительные фонды и организации. Типичным для их работы являлось, как правило, отсутствие централизованного управления: создавались они в конкретном месте, для конкретной помощи и имели вполне конкретные цели и задачи.

Так, “Общество вспомоществования нуждающимся учащимся 1-й Костромской мужской гимназии” занималось детьми только этой гимназии, вносило плату за обучение, обеспечивало неимущих учеников одеждой, обувью. Для этих целей существовал неприкосновенный капитал, пожертвованный купцами, использовались только проценты с него и ежегодные членские взносы, а также - частные пожертвования.

Для детей, осужденных за мелкие преступления, действовало благотворительное “Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов”. В первых рядах его учредителей находились костромская интеллигенция и купечество. В этом виде благотворения соединились купеческие капиталы с основной идеей русской интеллигенции - служение народу. Каждый вносил то, что мог и сколько мог.

Пожертвования известных в истории Костромы купеческих фамилий, - Ботниковых, Дородновых, Зотовых, Колодезниковых, Коноваловых, - составили первоначальный капитал “Общества земледельческих колоний”. Детей этого приюта бесплатно обучали лучшие костромские педагоги, бесплатно лечили лучшие врачи губернской земской больницы, в частности, известный зубной врач К.А.Полюхов оказывал безвозмездную помощь не одному детскому приюту.

Обстоятельные, подробнейшие отчеты благотворительных организаций, скрупулезно учитывающие расход даже на полкопейки, помогают и сегодня лучше понять смысл народной пословицы “С миру по нитке - голому рубашка”.

Например, в отчете костромского общества “Помощь детям” за 1908 год в графе “приход” значится: “Иван Яковлевич Аристов мешок крупчатки к Пасхе. Ал.Ив.Орлова 50 яиц к Пасхе. От неизвестного 3 куска туалетного мыла. Из Марьинского приюта 5 аршин бумазеи, несколько поношенных костюмов, мешок для провизии. От неизвестного 20 фунтов баранок”.[143]

В графе “расход” по содержанию детских яслей-приюта этого же общества читаем: “На первое января 1909 года остается в наличности пять тысяч шестьсот тридцать рублей 41 1/2 коп.; одежда, обувь и ремонт их 71 рубль 36 коп.” и т.д.[144]

Невольно задаешься современным вопросом, кто сейчас отчитывается перед нами с такой же точностью за пожертвованные нами суммы - Фонд культуры? Детский фонд? Фонд помощи пострадавшим в Чернобыле?

Важнейшее условие успешной деятельности благотворительных заведений заключалось в соблюдении ими экономических законов. Неприкосновенный капитал, который являлся их основой, никогда не расходовался и давал возможность существовать. К тому же, большинство благотворительных, детских и учебных заведений имели мастерские, школы рукоделия, земледельческие хозяйства, продукция которых использовалась на благотворительные цели или шла на продажу.

Ныне имена людей, строивших на свои деньги ночлежные дома, учебные заведения, завещавших их городу, к сожалению, забыты, вычеркнуты из народной памяти и официальной истории. А назвать можно ведь не одно имя...

Например, Чижов Федор Васильевич (1811-1877 гг.), - уроженец Костромы, профессор математики Петербургского университета, крупный финансист и общественный деятель России, - не получил никакого наследства. После заключения в Петропавловской крепости за участие в освободительном движении славянских народов Австро-Венгрии покинул университетскую кафедру и занялся развитием русской промышленности, строительством железных дорог, изданием журнала “Вестник промышленности” и газеты “Акционер”.

Состояние свое он завещал на развитие профессионально-технического образования в Костромской губернии. Савва Морозов являлся его душеприказчиком. В Костромской губернии на средства Ф.В.Чижова были открыты пять учебных заведений: сельскохозяйственное училище в Кологриве, ремесленное в Макарьеве, техническое в Чухломе, родовспомогательное и промышленное в Костроме.

Все они носили имя Чижова Ф.В., а в народе их называли “чижовскими”, сохранились до сих пор и со всех было снято его имя. Костромское чижовское промышленное училище стало техникумом им. Л.Б.Красина, а чижовские мастерские - заводом им. Л.Б.Красина, который ни к училищу, ни к мастерским, ни к самой Костроме не имел никакого непосредственного отношения.

Ночлежный дом купцов Черновых, в селе Бычихе сельский приют Н.К.Кашина, в Костроме детский воспитательный приют Н.К.Клирикова - все они, если продолжать перечень, окажутся среди многих десятков добрых благотворительных дел и фамилий костромичей.[145]

В Тюмени благотворительность получила развитие в XIX веке. Местные купцы пожертвовали книги, инвентарь при открытии первого учебного заведения города.

В 1851 году купец I гильдии Шещуков построил для уездного училища каменный двухэтажный дом, вместе с купцом Иконниковым устроил общественный сад, который затем был также передан училищу, двухэтажный дом с галереей и городскую площадку для танцев, где летом проводились народные гуляния. В 1852 году тюменские купцы пожертвовали двухэтажный деревянный дом для зареченского приходского училища, а во время Крымской войны собрали на военные расходы 10 тыс. рублей, для государственного ополчения - свыше 7 тыс. рублей.

Благотворительное движение предпринимателей Тюмени в середине XIX столетия вступило в новую качественную стадию: начался переход от индивидуальной благотворительности к организованной, то есть к созданию благотворительных обществ. Среди тюменских горожан, предпринимателей распространенным было убеждение: богатство налагает на богача как бы повинность служить на общественную пользу. Однако продукты этой щедрости должны были стать достоянием всех слоев общества, в том числе и состоятельных.

Необходимо различать помощь, оказываемую народом, - например, в годы войн, стихийных бедствий, при увечьях и т.д., - и помощь организованную городом, купеческим сословием, администрацией. Так, тюменские газеты в середине XIX века обсуждали волнующую горожан социальную проблему - может ли холодная, сухая помощь общественного управления заменить теплую братскую помощь отдельного благодетеля. Персональное покровительство предпринимателей предоставляло больше возможностей заявить о себе, возвысить свое имя, дело, фирму.