Исследование истории благотворительности, благотворительного движения в России показывает, что милосердие всегда было присуще всем слоям ее общества.
В начале ХХ века благотворительностью были охвачены ряд социальных категорий нуждающихся в помощи - пострадавшие от войн, безработные, больные, беспризорники, малоимущие, инвалиды, бедные студенты, национальные меньшинства и так далее. С этой целью создавались различные благотворительные общества, комитеты помощи и попечительства. Благотворительные общества и комитеты существовали при муниципальных органах управления, церковно-приходских общинах и общественных организациях типа дворянского собрания.
В рамках благотворительных учреждений открывались народные чайные, дешевые столовые, буфеты, лавочки, магазины, приюты, ночлежки, библиотеки-читальни, школы, клубы, юридические и посреднические конторы, медицинские пункты, производственные мастерские. В них по пониженным ценам осуществлялась продажа продовольственных и промышленных товаров, оказывались медицинские услуги и юридические консультации, велось обучение грамоте и ремеслу.
Финансирование благотворительной деятельности осуществлялось за счет государственных субсидий, взносов общественных организаций и частных лиц, а также отчислений от прибылей, полученных в результате различного рода хозяйственной деятельности благотворительных учреждений.
При этом определенная доля финансовых поступлений в фонд благотворительности формировалась за счет продажи благотворительных марок, с одной из которой и встретился автор ранее упомянутой статьи. Благотворительные марки являлись своего рода квитанциями о безвозмездном взносе денег в фонд благотворительности - аналогичными, например, благотворительным билетам номиналом 1,3,5 и 25 рублей, выпущенным в свое время Советским детским фондом имени Ленина.
В отличие от последних, благотворительные марки тех лет выпускались по “копеечному” номиналу, что облегчало их приобретение, а большие тиражи и повсеместное распространение обеспечивало получение устойчивых и в достаточной степени существенных доходов. Марки были красочно оформлены, несли определенную агитационную нагрузку и имели четкое целевое назначение, позволяющее благотворителю вносить деньги для той категории нуждающихся, которой он отдавал предпочтение.
Так, Петроградское городское общественное управление выпускало благотворительные марки “Воинам и их семьям” (см.: Приложение. Рис.1), в Житомире общество “Волынская копейка” - марку “В пользу пострадавших от войны” (см.: Приложение. Рис.2), во Владивостоке - “Раненым и больным воинам и семьям призванных”. Выпускались благотворительные марки “Пострадавшим на войне солдатам и их семьям”, “Семьям призванных на войну” в Вятской губернии, в Ташкенте и в других городах (см.: Приложение. Рис.3).
Благотворительные марки выпускались не только в пользу пострадавших от войны, но и для других категорий нуждающихся. Например, в Баку общество “Детская больница” выпустило в продажу благотворительную марку “Вашей копейкой обеспечьте здоровье детей” (см.: Приложение. Рис.4), а “Больничное братство для бедных города Кременчуга” - благотворительные марки достоинством 1, 2, 3 и 5 копеек.
Российской филателии известны почтово-благотворительные марки. Эти знаки почтовой оплаты использовались и как благотворительные марки. Для этого они продавались с наценкой к почтовому тарифу, перечисляемой в фонд благотворительности.
На марке имелся соответствующий текст о размере и целях благотворительных отчислений. Так, однокопеечная почтовая марка, продаваемая за две копейки, имела текст: “В пользу воинов и их семейств. Продажная цена 2 коп.” (см.: Приложение. Рис.11).
Следующим источником поступления финансов в фонд благотворительности являлась хозяйственная деятельность благотворительных учреждений. К ней относились: производство и продажа изделий народного творчества, проведение культурно-зрелищных мероприятий, оказание различного рода услуг, работа народных буфетов и дешевых столовых и так далее.
Для упорядочения финансовой деятельности благотворительные учреждения выпускали специальные денежные документы. Ими являлись талоны, квитанции, чеки, кредитные марки, которые предназначались для расчета за товары, продукты и услуги.
Эти “деньги” распространялись обществами благотворительности среди нуждающихся и выкупались состоятельными благотворителями либо как квитанции о безвозмездном взносе, либо для раздачи нуждающимся в качестве милостыни.
Выпуск таких денежных знаков в пользу нуждающихся широко практиковался на местах. Например, кременчугский рабочий кооператив “Увечный воин” выпускал марки достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей; майкопское “Общество потребителей воинов, инвалидов и увечных воинов” - разменные квитанции в 2 руб. 50 коп., 3, 5 и 10 рублей; петроградское военно-потребительское общество “Фронтовик” - ордера достоинством 1, 3, 5 и 10 копеек.
Выпускали свои благотворительные деньги и николаевский кооператив при “Союзе военно-увечных”, и сакский “Кооператив военно-увечных” (см.: Приложение. Рис.5), и Киевское отделение общества помощи солдатам, и “Отделение союза увечных воинов” в станице Лабинской.
Екатеринодарская городская управа выпускала марки “для оплаты пищи безработных” стоимостью в 5 копеек, “Общество пособия бедным города Майкопа” - боны “на получение пищи из народной столовой” (см.: Приложение. Рис.6), а ярославский “Городской комитет помощи беженцам” - 65-копеечные марки для своей столовой.
Кроме того осуществлялись выпуски в Подольской губернии: кредитных знаков в 1, 3 и 10 рублей “Потребительского общества организации безработных” города Тульчина и выпуски бон достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей “Общества взаимопомощи бедным” города Проскурова.
Условия и порядок реализации этих денежных знаков хорошо, на наш взгляд, иллюстрируется текстом на талонах Пермского комитета по призрению нищих: “Талоны принимаются в платеж: в народной и Богородицкого попечитель-столовых, в торговлях на рынке - Н.И.Забылова, А.М.Варова; в мясных - Костырева, Зведакова, Баженова в ст. Слободке; бакалейной торговле - Валетовых, Шамсутдинова, Рахмутулина и других.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.