В V-VII веках появились достаточно подробные сведения о славянских племенах под именем антов, склавенов, славян, словен. Это было время, когда эти племена вторглись на территорию Восточно-римской империи, а также столкнулись с германцами, которые захватили территорию Западной Римской империи.
Например, византийский писатель Маврикий Стратег писал, что племена славян невозможно склонить к рабству, что они многочисленны и выносливы, очень доброжелательны к иноземцам, а скромность их женщин не имеет границ; “большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь”.[3]
Согласно сведениям византийских источников (с VI в) славяне обитали на территории от Дуная до Вислы и делились на 3 группы: первая - склавины - занимали территорию между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы; вторая - анты - находились в междуречье Днестра и Днепра, Причерноморье; третья - венеды - располагались в бассейне реки Вислы.
Не исключено, что именно эти группы в дальнейшем дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).
Более обстоятельные сведения о древних славянах находятся в работах восточно-римских (греческих, сирийских) историков, готского хрониста Иордана (VI в.). Он сообщал, например, что “на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все они преимущественно называются склавенами и антами”.[4]
Свидетельство Иордана интересно не только первым упоминанием о склавенах-славянах, но и отождествлением их с многочисленными венедами. Согласно этому автору, первые населяли земли от среднего Дуная и Савы до Днестра и верховьев Вислы, а вторые жили между Днестром и Днепром.
Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в произведении “Война с готами”, повествуя о походах славян на Балканский полуостров, отмечал некоторые стороны внутренней жизни славянских племен.
“Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и все законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы”.[5]
В
“Стратегиконе”, который написан неизвестным автором конца VI - начала VII
веков, получившим имя Псевдо-Маврикия, приводится описание военных порядков и
тактики славян, а попутно даны сведения об их внутреннем быте. Автор “Истории”
(VII в.) Феофилакт Симокатта рассказал о столкновениях славян с империей во
время правления императора Маврикия (582-
602
гг.).
Сирийский историк Иоанн Эфесский (VI в.) в “Церковной истории” поведал о набегах славян на империю. Немецкие и скандинавские средневековые авторы называли полабские племена вендами, виндами, а фины и поныне именуют славян “вене”.
Подробные сведения о древних славянах тенденциозны, поверхностны и описывают в основном внешние события, факты их истории. Обстоятельных оценок, характеристик внутреннего устройства славянского общества у этих авторов нет, так как оно затрагивалось в их работах только попутно.
Объяснима и их тенденциозность: цивилизованные византийцы с высокомерием относились к варварам - славянам, они были их врагами. Славян они рассматривали как источник пополнения рабов и наемных воинов, как объект для грабительской торговли.
Славяне же, продвигаясь на юг, к богатым городам и плодородным землям, стремились овладеть ими и противились стремлению Византии подчинить их своему влиянию. Тем не менее знакомство с отрывками из работ византийских авторов позволяет сделать некоторые выводы о занятиях, быте, верованиях, общественном строе славян.
Интерес к истории славян, их происхождению появился очень давно и в древней Руси. Впервые на вопрос о происхождении древнерусского народа попытался ответить в начале VII века летописец Нестор, автор “Повести временных лет”.[6]
По его мнению, славяне в древности жили на Дунае, “где есть ныне Угорьска земля и Болгарска”. Затем на них напали волохи, и притесняемые славяне начали широкое расселение по Средней и Восточной Европе. Летописец называет славянские племена, указывает их географическое положение.
По его представлениям карта расселения племенных союзов восточных славян в VIII-IX веках выглядела таким образом:
* поляне, то есть “живущие в полях” - правобережье среднего течения Днепра, центр - Киев;
* древляне, то есть “живущие в лесах” - междуречье рек Рось и Припять, центр - Искоростень;
* дреговичи, то есть “живущие на болотах” - левобережье реки Припяти;
* бужане и волыняне - верхнее течение Южного Буга, Волынь;
* уличи (“угличи”, то есть “живущие в Углу”) и тиверцы (от древнего названия Днестра - Тивр) - бассейн Днестра;
* северяне - левобережье Днепра, бассейны рек Сулы, Сейма, Десны и Северного Донца, центр - Чернигов;
* радимичи - легендарный родоначальник Радим (Радимир) - междуречье верхнего течения Днепра и Сожа;
* кривичи - легендарный родоначальник Крив - верховья рек Волги, Днепра и Двины, центр - Смоленск;
* полочане - бассейн Западной Двины, реки Полоть, центр - Полоцк;
* словене - вокруг озера Ильмень, центр - Новгород;
* вятичи - бассейн верхнего и среднего течений рек Оки и Москвы, легендарный родоначальник - Вятко (Вячко, Вячеслав).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.