Совершенствование модели общественного призрения и частной благотворительности проходило в социально-противоречивых условиях утверждения новых формационных отношений: рождение новых классов - пролетариата и буржуазии, усиление социальной поляризации общества, рост количества людей, лишенных традиционных основ жизни и источников своего существования, появление на общественной арене разночинных слоев, становление национальных буржуазных деятелей, не имевших в самодержавном государстве необходимых политических прав, но достаточно обеспеченных и просвещенных в осознании необходимости развернуть, - на основе частной инициативы и на доходы от капиталистических предприятий, - новые формы социальной помощи и поддержки.
Всем ходом своего социально-экономического и социально-политического развития страна к середине XIX века была поставлена перед острой необходимостью глубоких преобразований во всех сферах общественного и государственного устройства. В российское общество все более проникали идеи гуманизма.
Они находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремящихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России организовались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления.
Реформы 60-70-х годов XIX века оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию: в процессе либерализации пореформенной социальной политики произошла реорганизация административной системы и государственного управления, суть которой заключалась в передаче государством социальных функций органам городского и земского самоуправления. Земское (1864 года) и городское (1870 года) Положения заботы об общественном призрении фактически полностью передавали земствам и городам. Существовавшие до этого в земских губерниях приказы общественного призрения упразднялись, а их учреждения и частично капиталы передавались для управления и распоряжения земским и городским управам.[216]
Однако недостаточная эффективность этих мер предопределялась явно слабой финансовой базой, которая создавалась, главным образом, за счет местного налогообложения. Предпринятые попытки улучшить дела в общественном призрении, - создавались профессиональные общества вспомоществования, помещения для обездоленных, странноприемные дома для переселенцев и рабочих, справочные конторы для регулирования движения рабочих и поиска работы, организовывалась помощь неизлечимым больным, неспособным к труду, нищим и др., - не могли радикально повлиять на коренное улучшение общественного призрения.
Активное участие в деятельности этих организаций, обществ и учреждений принимали многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция, побуждаемые милосердием и состраданием. Один из них, - предприниматель - миллионер, владелец торгового пассажа на Кузнецком мосту и театра на Большой Дмитровке Г.Г.Солодовников, скончавшийся в 1901 году, например, завещал все свое огромное состояние (свыше 20 млн. рублей) на благотворительные нужды. Треть суммы предназначалось для устройства земских женских училищ в Тверской, Вологодской и Вятской губерниях, треть - на устроение там же и в Серпухове мужских и женских профессиональных школ и родильного приюта. Остальные деньги отводились на строительство в Москве домов дешевых квартир.
Особенно возросла в пореформенный период роль частной благотворительности в обеспечении детей: если в XVIII веке было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX столетия - 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия - 8105. В целом к началу XX века было создано 95% всех действовавших благотворительных обществ России.[217] Частная благотворительность стала массовой: инициатива в ней перешла от немногих аристократических фамилий к массе купечества, фабрикантов и мелких дворян-помещиков. Ее особенность заключалась в том, что образовывались заведения, например, для социального обеспечения детей, - самых различных видов, многие из которых не имели аналогов за границей.
Анализ социальных проблем страны на этом этапе позволяет сделать вывод о том, что в начале XX века "только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, 75% - из средств частной благотворительности."[218]
К социальным новациям конца XIX века следует отнести активизацию деятельности русского церковного прихода как в городах, так и сельской местности: здесь призрение не ограничивалось только вспомоществованием, так как организовывались амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых в системе воскресных и церковноприходских школ.
Получила развитие социально-историческая тенденция рационального призрения, содержание которой определялось: приближением благотворителей к призреваемым, преимущественным призрением детей, подготовкой их к самостоятельной трудовой деятельности, учетом и обследованием условий жизни призреваемых, характерным сочетанием государственной благотворительности с общественной и частной. Их основными направлениями являлись: воспитание и образование, обеспечение лечением и медицинским наблюдением, жилищем (в том числе дешевыми и бесплатными квартирами), дешевым и бесплатным питанием, "трудовой помощью" (поиском рабочих мест, устройством на работу, профессиональной подготовкой и переподготовкой и т.д.), а также - опекунство, помощь заключенным и их семьям, реабилитация бывших преступников, "трудных детей", душевнобольных, инвалидов и т.д.
Стержень российской модели социальной деятельности на рубеже ХIХ-ХХ веков составляла частная благотворительность, призрение и попечительство земско-приходских учреждений, значительно превышавшие долю государственного призрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.