Немалый научный и практический интерес вызывает исследование зарождения и развития благотворительности, форм ее проявления и направленности в национальных регионах Российской империи.
Участие представителей национальной буржуазии в благотворительной, культурно-просвети-тельской деятельности приобретало большой социальный резонанс, так как отражало их стремление улучшить жизнь сограждан в основных сферах человеческого бытия: экономическом положении, нравственном совершенствовании и образовательном развитии.
И здесь особое значение имела религия - она не только через веру в Бога способствовала консолидации нации, но и являлась источником сохранения и приумножения исторических традиций, залогом нравственного очищения людей на пути к прогрессу.
Актуальность этого регионального аспекта данной проблемы заключается в том, что: во-первых, она тесно связана и перекликается с аналогичными вопросами сегодняшнего дня; во-вторых, ее социальная значимость обусловлена необходимостью изучения и освещения подлинной роли национальной буржуазии в социально-историческом процессе объективного осмысления ее опыта в благотворительной деятельности; в-третьих, наиболее видные ее представители являлись яркими, неординарными личностями, которые своими деяниями определяли социальный вектор жизни и развития народа, свидетельствовали о росте его самосознания; в-четвертых, сегодня практически отсутствуют специальные работы, посвященные всестороннему исследованию благотворительной миссии буржуазии национальных регионов Российской империи.
Сказанное в полной мере относится к благотворительной деятельности азербайджанской буржуазии. Социально-историческая особенность ее определялась тем, что она осуществлялась под неослабным полицейским надзором в условиях проводимой имперской колониальной политики.
Тем не менее участие национальной буржуазии в благотворительной деятельности осуществлялось в различных формах и направлениях: финансировании благотворительных обществ, строительстве новых больничных зданий, оказании помощи пострадавшим в годы первой мировой войны, от стихийных бедствий и т.д.
В 1905 году было зарегистрировано первое благотворительное общество в Азербайджане, которое называлось - Бакинское мусульманское благотворительное общество. Его учредителями стали видные представители национальной буржуазии Г.З.Тагиев, И.Гаржинский, И.Гаджиев, М.Асаруллаев, А.Б.Гулиев. Кроме благотворительности общество выполняло культурно-просветительские функции, обеспечивая учащихся школ, студентов пособиями и стипендиями.
Активнее других работало Елизаветпольское мусульманское благотворительное общество, которым руководили такие видные общественные деятели Азербайджана, как Халилбек Хас-Мамедов (с 1906-1914 гг.), Алекпербек Рафибеков (с 1915 г.). Его членами являлись Аскербек Адыгезалов, Алескер Хас-Мамедов, Ханлар Хан Зиядханов, Мусабек Рафиев и др.
Организовав выдачу пособий неимущим ученикам, это общество, например, в 1916 году обеспечило обучение шести человек в Тифлисском Среднем Техническом училище, Тифлисском учительском институте, Уманском Среднем сельскохозяйственном училище Киевской губернии.
В годы первой мировой войны наиболее ярко проявилась такая сторона его деятельности, как оказание материальной помощи неимущим: открытие в 1916 году продовольственного склада для людей, относящихся к такой социальной категории, способствовало смягчению острой кризисной продовольственной ситуации в городе.
Усилиями Елизаветпольского благотворительного общества была налажена работа приюта для беженцев. На содержание призреваемых лишь за полгода, - с февраля по июль 1918 года, - здесь израсходовали около 105 тысяч рублей.[175]
В результате стихийного бедствия, - землетрясения в январе 1902 года в городе Шемахе, - сотни жителей погибли, большая часть города оказалась разрушенной. Заботу о пострадавших взяли на себя предприниматели.
Так, Г.З.Тагиев создал частный комитет по сбору пожертвований для пострадавших и возглавил его в качестве председателя. Известные представители азербайджанского делового мира, интеллигенции, - Исрафил Гаджиев, Асарулла Ахмедов, Исмаилбек Сафаралиев, Фаррухбек Везиров, Али Ага Дадашев, Гасан Ага Гасанов, - вошли в его состав, организовали помощь нуждающимся.
Только за первые 15 дней деятельности этого комитета было получено: муки - 652 мешка, 3260 пудов хлеба - 254 мешка, 465 пудов соли - 4 бочки, лекарств - 1 ящик, одежды и обуви - 195 мешков, то есть 650 пудов, шубы - 25 штук, израсходовано было 40 тысяч рублей.[176]
Местная пресса сообщала, что оказание в столь короткий срок помощи пострадавшим стало возможным благодаря крупным пожертвованиям представителей национальной буржуазии, - Г.З.Тагиева, Г.А.Дадашева, Ш.Асарулаева, Г.Б.Ашумова, Гаджи Шихали Дадашева, Мусы Нагиева, Муртуза Мухтарова.
Беженцы, прибывшие из зоны бедствия, размещались в ярмарочных бараках. Комитет под руководством Г.З.Тагиева фактически оказался единственным органом, способным мобильно и действенно поддержать население разрушенной стихией Шемахи.[177]
Деловых людей Азербайджана отличали такие важнейшие качества, как гуманное соучастие, действенное желание помочь другим народам Российской империи, которые по различным причинам оказывались в бедственном положении. Крестьяне Уфимской губернии, пострадавшие от неурожая, в 1898 году получили пожертвования от Г.З.Тагиева, Ш.Асадуллаева, М.Нагиева, Анифа хана Усейнова.[178]
Весной следующего года население Казанской губернии, оказавшееся в тяжелом положении из-за недорода, приняло материальную помощь от Г.З.Тагиева, Али Аббас Дадашева, Мехти Кулибека Ашурбекова, Асадбека Селимханова и М.Мухтарова. В 1899 году также было оказано содействие населению Самарской губернии.[179]
В сферу предпринимательской благотворительности входило финансирование ночлежных приютов, исправительных колоний, бесплатных чайных, столовых, фондов благотворительных обществ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.