II этап - IX - конец XVII столетий - княжеско-церковный.
Изменение сущностного содержания помощи в это время исторически обусловливалось:
- меняющейся социокультурной средой, разрушением и преодолением родоплеменных отношений;
- утверждением раннефеодальной государственности у восточных славян;
- осуществлением одной из первых реформ - крещением Руси, принятием христианства и появлением в связи с этим двоеверия;[200]
- зарождением княжеского благотворения, нищелюбия (княжение Владимира I Святославовича - 980-1015 гг. - Владимира Святого Красно Солнышко) и оформлением их организованных форм, возложением по Уставу 996 года попечения и надзора над общественным призрением на духовенство;
- появлением и началом деятельности первой официальной институализированной формы церковно-монастырской поддержки и приходской системы защиты нуждающихся;
- дальнейшим поиском путей оформления социальной политики в отношении субъектов, которые не были связаны родовыми отношениями;
- тем, что церковь стала выразителем не только новой государственной идеологии, политики, но и новой социальной философии - философии помощи, поддержки, защиты, основой которой являлись устои и традиции христианского милосердия. Идеи христианского православия способствовали сохранению народной самобытности, духовного единства наших предков. Веками они оказывали большое влияние на развитие и преумножение характерных для русского народа человеколюбия и милосердия. В длительном историческом процессе, связанном с развитием общества, совершенствовались, обогащались новым содержанием и формы проявления христианской благотворительности. Утверждение этой социально-исторической особенности как новационной тенденции и самобытной ипостаси эпохи отразили классические произведения древнерусской литературы: "Поучение" Владимира Мономаха, "Моление" Даниила Заточника, а также подготовленные для киевского князя Святослава Ярославовича (1027-1076 гг.; князь черниговский - 1054-1073; великий князь киевский - 1073-1076 гг.) “Изборники” 1073 года и особенно 1076 года[201] в котором находим начальные основы "теории милостыни", "теории милосердия". Именно эти произведения являются свидетельством первых попыток осознания социальной значимости проблем помощи, поддержки в Древней Руси;
- татаро-монгольским нашествием на Русь, приостановившем развитие традиций милосердия и благотворения. В тяжелых условиях ига, пережитого славянскими народами, трудно было заниматься общественным призрением;
- формированием следующих основных направлений социальной политики и практики: церковно-монастырской и государственной систем, а также частной благотворительности, ставшей одним из первых социальных векторов эволюции общественного сознания в направлении складывания основ гражданского общества;
- широким распространением частного благотворения (наряду с церковно-монастырским и нарождающимся государственным): деловые люди Древней Руси не только раздавали милостыни, устраивали трапезы для нищих, но чаще всего делали вклады, - землей или деньгами, - в монастыри, в строительство, например, часовен, трапезных, церквей и др. Подтверждением тому - пожертвования предпринимателями Симоном Головиным и Григорием Ховриным в 1379 году земли для возведения одного из самых красивых и почитавшихся в Москве Симонова монастыря. В начале XV века потомок Ховрина, - тоже Григорий, - вложил средства в постройку каменного Успенского собора в том же монастыре. Богатейший современник царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) Афанасий Ордин-Нащокин, умирая иноком, "обратил доходы" на устройство в Пскове больницы и богадельни.[202] Эти примеры не были единичными;
- предпринятой попыткой Стоглавого собора, заложившего в 1551 году идею российского государственного призрения регулировать это социальное явление. С принятием в 1649 году Соборного "Уложения" появились новые явления в исторической динамике благотворительности: с одной стороны подход к различным группам населения, нуждающихся в помощи, стал более конкретньм, а с другой стороны - стали создаваться зачатки государственной, светской организации помощи. Однако до указа царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.), принятого в 1682 году, благотворительность продолжала оставаться прерогативой церкви: духовенство всецело сосредоточило у себя заведование делами благотворения, все благотворительные заведения, учреждения основывались исключительно при церквах и монастырях. Ее социально-историческая особенность выражалась в том, что церковно-монастырское призрение в условиях этой эпохи явилось основой для генезиса и дальнейшего развития государственной системы управления российским призрением.
Непоследовательность в государственной политике, попытки только законодательным путем решать острые общественные проблемы, например, в условиях голода, эпидемий, других социальных катаклизмов, не смогли дать ожидаемого социального эффекта, преодолеть профессиональное нищенство. Именно этим царским указом 1682 года было положено начало строительства официальных государственных заведений призрения, дифференциации категорий нуждающихся, предлагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего - борьбы с нищенством: от частной и монастырской благотворительности, организации ремесленных училищ для малолетних и до полицейских. Причем предпочтение отдавалось закрытым формам призрения, что объяснялось стремлением к урегулированию дела, представлявшего противоположность безразборчивой раздаче милостыни. В дальнейшем эти направления развивались параллельно - частное и государственное.
III этап - рубеж XVII - XVIII веков - до реформы 1861 года - государственный.
Его социально-историческое содержание определялось следующими важнейшими вехами, тенденциями и закономерностями развития:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.