Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 1.  Школы планирования и позиционирования. Основные авторы и положения.

ü  Г.Минцберг, проанализировав более 2000 работ по ТСУ, выделил 10 базовых школ СУ, опирающихся на различные базовые научные дисциплины:проектирования, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, организационной  культуры, внешней среды и конфигурации.

ü  Периодизация ТСУ проф. В.С. Катькало

Основана на «синтетическом» подходе, сфокусирована на изучении наиболее актуальных проблем стратегии фирм

1. Начальный (доаналитический) этап(1960-е-первая половина 1970-х гг);

2. Становление научной дисциплины ТСУ(середина 1970-х – 1980-е гг);

3. Развитие ТСУ на собственной основе(1990-е – 2000-е гг)

1. Начальный этап  исследований стратегии фирм

Три базовых работы:

 - А.Чандлер «Стратегия и структура» (1962);Школа проектирования

 - Учебник Гарвардской школы бизнес «Политика бизнеса» (1965, К.Эндрюс );Школа проектирования

 - И.Ансофф «Корпоративная стратегия»(1965)Школа планирования

Второй источник – прикладные и теоретические разработки консультационных фирм в области стратегического консалтинга.

·  «Политика бизнеса: текст и кейсы» (1965, К.Эндрюс и др.)

Характерен нормативный жанр и индуктивный метод анализа стратегий.

Стратегия понималась скорее как искусство чем как наука.

Ключевой момент – поиск соответствия между  сильными и слабыми сторонами организации и угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализ). Впервые четко разграничили корпоративные и бизнес-стратегии.

Эндрюс выделил и исследовал такие аспекты стратегии, как её формулирование (содержание) и осуществление (процесс). При этом формулирование стратегии виделось ему как состоящее из анализа четырёх компонентов: рыночных возможностей, корпоративных возможностей, системы ценностей, идеалов и устремлений индивидов и социальной ответственности.под осуществлением стратеги учёный понимал набор преимуществеенно административных действий, включющих помтроение надлежащией организационной структуры и организационных процессов, а также обеспечении лидерства со стороны топ-менеджмента. Общая логика концепции Эндрюса - “формулирование – осуществление – оценка стратегий”. Взгляды Эндрюса получили известность как “школа проектирования” ввиду их веры в то, что формулирование стратегии есть процесс её концептуализации.

«Школа проектирования»(по Минцбергу), т.к. главной проблемой(дихотомией)  был разрыв между формулированием(т.е. содержанием) и осуществлением(т.е. процессом). Оказала огромное влияние на теорию и практику стратегического управления.

Школа планирования(И.Ансофф)

Возникла параллельно со школой проектирования.

Основа идеологии – идти от анализа будущего к настоящему.

Алгоритм – моделирование фирмой экономических отношений (на основе исследования операций) и создание  долгосрочного плана развития.

Больший упор на корпоративное планирование (с какими продуктами и на каких рынках конкурировать).

Главная слабость – вера в предсказуемость будущего. Кризис в условиях возросшей неопределенности в 1980-90 гг.

Альтернатива – «сценарное планирование» (по образцу компании «Shell» в 1970-е).

Разработки консультационных фирм в 1960-70-х гг.

Рост спроса на стратегические исследования в 1960-е породил успех на этом новом рынке ряда консалтинговых фирм (прежде всего McKinsey, Boston Consulting Group и Bain).

«Кривая опыта» BCG (1966) – ответила на вопрос  о причинах устойчивого доминирования на рынке фирм-лидеров

Матрица BCG (знаменитые «дойные коровы», «собаки», «звезды» и «трудные дети») – анализ портфеля продукции фирмы на основе концепции жизненного цикла продукта (темпы роста отрасли и относительная доля рынка продукта).

Матрица McKinsey – размерность  3х3 и критерий отдачи от инвестиций.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
975 Kb
Скачали:
1