Вопрос 1. Школы планирования и позиционирования. Основные авторы и положения.
ü Г.Минцберг, проанализировав более 2000 работ по ТСУ, выделил 10 базовых школ СУ, опирающихся на различные базовые научные дисциплины:проектирования, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, организационной культуры, внешней среды и конфигурации.
ü Периодизация ТСУ проф. В.С. Катькало
Основана на «синтетическом» подходе, сфокусирована на изучении наиболее актуальных проблем стратегии фирм
1. Начальный (доаналитический) этап(1960-е-первая половина 1970-х гг);
2. Становление научной дисциплины ТСУ(середина 1970-х – 1980-е гг);
3. Развитие ТСУ на собственной основе(1990-е – 2000-е гг)
1. Начальный этап исследований стратегии фирм
Три базовых работы:
- А.Чандлер «Стратегия и структура» (1962);Школа проектирования
- Учебник Гарвардской школы бизнес «Политика бизнеса» (1965, К.Эндрюс );Школа проектирования
- И.Ансофф «Корпоративная стратегия»(1965)Школа планирования
Второй источник – прикладные и теоретические разработки консультационных фирм в области стратегического консалтинга.
· «Политика бизнеса: текст и кейсы» (1965, К.Эндрюс и др.)
Характерен нормативный жанр и индуктивный метод анализа стратегий.
Стратегия понималась скорее как искусство чем как наука.
Ключевой момент – поиск соответствия между сильными и слабыми сторонами организации и угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализ). Впервые четко разграничили корпоративные и бизнес-стратегии.
Эндрюс выделил и исследовал такие аспекты стратегии, как её формулирование (содержание) и осуществление (процесс). При этом формулирование стратегии виделось ему как состоящее из анализа четырёх компонентов: рыночных возможностей, корпоративных возможностей, системы ценностей, идеалов и устремлений индивидов и социальной ответственности.под осуществлением стратеги учёный понимал набор преимуществеенно административных действий, включющих помтроение надлежащией организационной структуры и организационных процессов, а также обеспечении лидерства со стороны топ-менеджмента. Общая логика концепции Эндрюса - “формулирование – осуществление – оценка стратегий”. Взгляды Эндрюса получили известность как “школа проектирования” ввиду их веры в то, что формулирование стратегии есть процесс её концептуализации.
«Школа проектирования»(по Минцбергу), т.к. главной проблемой(дихотомией) был разрыв между формулированием(т.е. содержанием) и осуществлением(т.е. процессом). Оказала огромное влияние на теорию и практику стратегического управления.
Школа планирования(И.Ансофф)
Возникла параллельно со школой проектирования.
Основа идеологии – идти от анализа будущего к настоящему.
Алгоритм – моделирование фирмой экономических отношений (на основе исследования операций) и создание долгосрочного плана развития.
Больший упор на корпоративное планирование (с какими продуктами и на каких рынках конкурировать).
Главная слабость – вера в предсказуемость будущего. Кризис в условиях возросшей неопределенности в 1980-90 гг.
Альтернатива – «сценарное планирование» (по образцу компании «Shell» в 1970-е).
Разработки консультационных фирм в 1960-70-х гг.
Рост спроса на стратегические исследования в 1960-е породил успех на этом новом рынке ряда консалтинговых фирм (прежде всего McKinsey, Boston Consulting Group и Bain).
«Кривая опыта» BCG (1966) – ответила на вопрос о причинах устойчивого доминирования на рынке фирм-лидеров
Матрица BCG (знаменитые «дойные коровы», «собаки», «звезды» и «трудные дети») – анализ портфеля продукции фирмы на основе концепции жизненного цикла продукта (темпы роста отрасли и относительная доля рынка продукта).
Матрица McKinsey – размерность 3х3 и критерий отдачи от инвестиций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.