Стратегические возможности фирмы

Страницы работы

Содержание работы

Тема 3. Стратегические возможности фирмы

Ресурсный подход к формированию стратегии – основой рыночного позиционирования и успеха фирмы является уникальный набор ее ресурсов и компетенций.

Пороговые ресурсы (возможности) – минимально необходимый набор ресурсов, позволяющий фирме эффективно действовать на рынке.

«Узкие места» – нехватка какого-либо вида ресурсов.

«Лишние» ресурсы – избыточные ресурсы, ухудшающие показатели  работы фирмы.

Компании борются за оптимизацию своей ресурсной базы.

Уникальные ресурсы – ресурсы, которые трудно скопировать и невозможно купить на открытом рынке; на их основе формируются ключевые компетенции.

Компетенция – способность применять имеющиеся ресурсы с максимальной отдачей; связанный набор видов деятельностии процессов внутри организации, а также во взаимодействии с поставщиками и потребителями; чаще всего основывается на «скрытых» знаниях, вытекающих из корпоративной культуры.

Ключевая компетенция – вид деятельности, наиболее важный для формирования конкурентных позиций компании.

Динамические возможности  фирмы – способность организации постоянно генерировать новые компетенции. Центральный элемент динамических способностей – корпоративные знания (коллективный и совместный опыт организации).

Организационная рутина – устоявшиеся организационные процессы в компаниях.

Примеры рутин: традиция высококачественного обслуживания клиентов, дух новаторства, культура минимизации издержек.

Эволюция систем управления

  1. АКУ (административно-командное управление, система управления 1-го поколения) осуществляется посредством административных указаний. Содержание деятельности управляющих слабо структурировано. Требует постоянного присутствия «надзирателя» за ходом работ. Малоэффективно, кроме чрезвычайных обстоятельств.
  2. УПЦ (управление по целям, 2-ое поколение) – это управление с помощью людей. Алгоритм:

- поставить цели

- выбрать исполнителей

- создать мотивацию у исполнителей

- проконтролировать результат

3.  ПУ (процессное управление, 3-е поколение) – регламентация бизнес-процессов и делегирование ответственности. Исполнителям предоставляется описание модели исполнения деятельности, алгоритмы работы, карты бизнес-процессов, регламенты и стандарты работ.

В результате внедрения ПУ фирма начинает управлять не только материальными и финансовыми ресурсами, но и знаниями: личный управленческий опыт и профессиональные секреты отдельных менеджеров становятся доступны всем сотрудникам компании.

Переход к ПУ требует большой подготовительной работы – требуется идентифицировать основные и обеспечивающие бизнес-процессы в компании, тщательно описать их, определить ответственных за процессы, наделить их соответствующим статусом и т.д.

Оптимизация БП

  • TPS– процесс непрерывной работы по совершенствованию БП в фирме «Тойота»
  • Quick Wins (PWC)
  • TOP (McKinsey) – тотальная оптимизация производства, попытка одновременного повышения качества выполняемых работ, снижения издержек и производственного цикла. Базируется на философии Lean production и получила развитие в TPS. Системная борьба со всеми видами потерь при одновременном повышении качества производственных процессов.
  • Реинжиниринг БП – создание принципиально новых и эффективных бизнес-процессов, отвергающих то, что было раньше

Корпоративная архитектура – эффективно описанные БП, наряду со стратегией, бизнес-планами, организационной структурой, документооборотом, HR, системой автоматизации управления и рядом других компонентов.

Похожие материалы

Информация о работе