Тема 3. Стратегические возможности фирмы
Ресурсный подход к формированию стратегии – основой рыночного позиционирования и успеха фирмы является уникальный набор ее ресурсов и компетенций.
Пороговые ресурсы (возможности) – минимально необходимый набор ресурсов, позволяющий фирме эффективно действовать на рынке.
«Узкие места» – нехватка какого-либо вида ресурсов.
«Лишние» ресурсы – избыточные ресурсы, ухудшающие показатели работы фирмы.
Компании борются за оптимизацию своей ресурсной базы.
Уникальные ресурсы – ресурсы, которые трудно скопировать и невозможно купить на открытом рынке; на их основе формируются ключевые компетенции.
Компетенция – способность применять имеющиеся ресурсы с максимальной отдачей; связанный набор видов деятельностии процессов внутри организации, а также во взаимодействии с поставщиками и потребителями; чаще всего основывается на «скрытых» знаниях, вытекающих из корпоративной культуры.
Ключевая компетенция – вид деятельности, наиболее важный для формирования конкурентных позиций компании.
Динамические возможности фирмы – способность организации постоянно генерировать новые компетенции. Центральный элемент динамических способностей – корпоративные знания (коллективный и совместный опыт организации).
Организационная рутина – устоявшиеся организационные процессы в компаниях.
Примеры рутин: традиция высококачественного обслуживания клиентов, дух новаторства, культура минимизации издержек.
Эволюция систем управления
- поставить цели
- выбрать исполнителей
- создать мотивацию у исполнителей
- проконтролировать результат
3. ПУ (процессное управление, 3-е поколение) – регламентация бизнес-процессов и делегирование ответственности. Исполнителям предоставляется описание модели исполнения деятельности, алгоритмы работы, карты бизнес-процессов, регламенты и стандарты работ.
В результате внедрения ПУ фирма начинает управлять не только материальными и финансовыми ресурсами, но и знаниями: личный управленческий опыт и профессиональные секреты отдельных менеджеров становятся доступны всем сотрудникам компании.
Переход к ПУ требует большой подготовительной работы – требуется идентифицировать основные и обеспечивающие бизнес-процессы в компании, тщательно описать их, определить ответственных за процессы, наделить их соответствующим статусом и т.д.
Оптимизация БП
Корпоративная архитектура – эффективно описанные БП, наряду со стратегией, бизнес-планами, организационной структурой, документооборотом, HR, системой автоматизации управления и рядом других компонентов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.