Стратегические возможности фирмы, страница 2

Инструменты анализа эффективности БП

1. Сеть стоимости – совокупность фирм, вовлеченных в процесс создания продукта. Анализ сети стоимости – анализ целесообразности кооперации, выявление критических звеньев.

  1. Карта деятельности – описание совокупности согласованных БП, определение сильных и слабых сторон организационных рутин, выявление возможностей для аутсорсинга. 
  2. Бенчмаркинг: внутренний (с др. подразделениями), с конкурентами, с «лучшими образцами».
  3. Цепочка создания стоимости – совокупность БП фирмы (М. Портер).

Основные БП: внутренняя логистика, производство, внешняя логистика, маркетинг, послепродажное обслуживание.

Вспомогательные БП – обеспечение производства, разработка технологий, управление персоналом, управление инфраструктурой фирмы.

Методика анализа внутренних возможностей фирм

1.  корпоративная культура

2.  навыки и способности

3.  финансовые показатели

4.  производственные показатели

5.  риски

6.  затраты и результаты

7.  причины и следствия

8.  сравнительные показатели

9.  абсолютные показатели

10.  готовность к переменам

Развитие ресурсов и способностей

Принципы эффективного применения ресурсов и способностей:

 - концентрация ресурсов, т.е. направление их на наиболее значимые цели

 - фокусировка усилий каждого подразделения на решающих направлениях

 - аккумулирование ресурсов посредством получения и заимствования опыта

 - взаимное дополнение ресурсов

 - смешение способностей

 - балансировка ресурсов

 - сохранение ресурсов

 - кооптация ресурсов посредством совместных мероприятий с другими фирмами

«Активная инерция» – отлаженные БП зрелой фирмы делают её негибкой в условиях масштабных изменений внешней среды, порождая нежелание менять «формулу успеха» (стратегические установки становятся шорами, бизнес-процессы – шаблонами, налаженные отношения превращаются в оковы, а ценности в догмы).

Управление разрывами:

·  в показателях деятельности (производительность, рентабельность, качество, издержки)

·  в адаптивности (оптимизация портфеля бизнесов, каналов распространения, модели управления)

·  в возможностях (разработка новых видов бизнеса, новых рынков, новых видов ресурсов)

Тест на выявление ключевой компетенции:

l  Является ли компетенция источником сильной дифференциации?

l  Ограничивается ли компетенция одним видом бизнеса? (КК должна обеспечивать доступ к разнообразным рынкам и продукции)

l  Насколько конкурентам трудно копировать  ключевую компетенцию?


Формула КК:
Технология х Процесс управления х Коллективное обучение

Управление КК:

Получение доступа к новым знаниям и их усвоение (найм сотрудников, обладающих такими знаниями, управление передачей знаний)

Интегрирование множества потоков знаний (активное соединение новых знаний со старыми для создания новых видов бизнеса)

Преодоление расстояния и разницы в культурах(в разных культурах разные приоритеты, причем далеко не всегда выражаемые явным образом)

Умение забывать(старые рецепты и навыки могут стать тормозом новых знаний)

Размещение компетенций в рамках бизнес-единиц

КК предполагает творческое объединение множества технологий вокруг знания потребностей и запросов потребителя.