Тема 4. Бизнес-стратегия (конкурентная стратегия)
Трудности длительного удержания КП:
l Изменение технологий
l Изменение законодательства
l Конкурентная динамика
l Международная конкуренция
l Неопределенность и непредсказуемость будущего
Стратегические альтернативы:
· «Прорывная» стратегия – ставка на новые продукты, рынки, технологии (но высокие риски)
· «Консервативная» стратегия – отказ от высокой прибыли, имитация (низкие риски, но «выживание»)
· Создание «стратегических выборов» (через реальные опционы)
Рикардианская рента – дополнительный доход от обладания редкими ценными ресурсами.
Шумпетерианская рента – следствие предпринимательского риска (премия инноватору).
Динамические способности (по Д. Тису, 1997) – потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро меняющейся среде.
Стратегическая инновация – например, кардинальная смена модели бизнеса.
Барьеры на пути имитации
(«изолирующие механизмы», «механизмы изоляции»)
Самый простой барьер – сокрытие информации о высокой прибыльности(через механизм установления «сдерживающих цен»).
Организационные «механизмы изоляции»:
· Траекторная зависимость
· Причинная неопределенность (в т.ч. внутренняя)
· Неявное знание (знаем больше, чем можем сказать)
· Организационная культура
Итого – Скопировать нельзя, только купить фирму или ее часть.
Рыночные барьеры («сдерживание имитации»):
· Быстрое увеличение количества модификаций товара
· Крупные инвестиции в производственные мощности
· Патентование новых технологий
· Блокирование возможностей приобретения ресурсов, необходимых для подражания
· Создание сложных организационных рутин
· Блокирование критически важной информации (особенно важно на финансовых рынках)
· Создание высоких трансакционных издержек
· Сложность информации (многоуровневые способности)
· Получение преимущественного права на покупку дефицитных ресурсов
Конкурентная стратегия (КС)
КС – стратегия, позволяющая добиться КП; реализуется на отдельных рынках в рамках «бизнес-единиц» компаний.
СБЕ – подразделение компании, работающее на конкретном отраслевом рынке.
Признаки: отдельные потребители, каналы распространения и конкуренты.
Базовые типы КС (по М. Портеру):
· «лидерство в издержках»
· «дифференциация»
· комбинированные стратегии (например, стратегия «фокусирования»)
Другие классификации стратегий:
l Майлз и Шоу (1978): «защитник»(defender), «разведчик»(prospector), «аналитик» (analist)
l Марч (1991): «использования»(exploitation), «исследования»(exploration)
l Триси и Вирзем (1995): «операционное превосходство» (operational excellence), «лидерство продукции» (product leadership)
«Лидерство в издержках»
Исходный момент анализа издержек (по М.Портеру) – построение цепочек создания ценности по отдельным видам деятельности.
Для анализа эффективности расходов применяются три показателя:
- объем и рост издержек, относящимся к определенным видам деятельности;
- динамика расходов по видам деятельности;
- различия в уровне эффективности конкурентов.
Факторы, влияющие на динамику издержек:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.