Факторы, определяющие угрозу со стороны заменителей
2. Угроза со стороны потенциальных конкурентов
Если в отрасли прибыль на капитал превышает его стоимость, то эта сфера деятельности становится центром притяжения для других фирм, находящихся за пределами отрасли
Положение фирм-старожилов по сравнению с новичками определяется высотой барьеров для доступа на рынок
Входные барьеры
Стоимость капитала, необходимого для вхождения в отрасль (например, дуополия компаний Boeing и Airbus в сфере производства больших гражданских авиалайнеров защищена огромными вложениями в НИОКР, производство и обслуживание)
В других отраслях, начальные затраты низки(франшиза ресторанов быстрого питания – до 1 млн.долл.)
Эффект масштаба – в капиталоемких отраслях для достижения эффективности необходимо крупномасштабное производство(например, ЦБП)
Примеры:
- в автомобилестроении – надо продавать свыше 4 млн. машин для низких издержек
- аэробус А-380: 20 млрд.$ на разработку и 800 ед. продажа для рентабельности
Абсолютное преимущество по затратам на основе доступа к дешевому сырью(Aramco) или эффекта обучения(Sharp в Жкх-ТВ)
Дифференциация товара – фирмы старожилы обладают такими преимуществами, как лояльность потребителей и узнаваемость бренда(сигареты, зубная паста, батарейки)
Доступ к каналам сбыта – розничные торговцы неохотно приобретают продукты новых фирм-изготовителей
Правительственные и законодательные барьеры: лицензии(такси, банковские услуги, телерадиовещание); защита интеллектуальной собственности(патенты, авторские права)
3. Конкуренция
В большинстве отраслей главным фактором общего размаха конкуренции и уровня прибыли является внутриотраслевая конкуренция
Ключевую роль здесь играют шесть факторов: концентрация, разнообразие конкурентов, специализация товаров, избыточные мощности, барьеры на выход из отрасли и издержки
Концентрация продавцов – определяет структуру отрасли:
- Microsoft – на рынке операционных систем почти монополист;
- Coke и Pepsi – дуополия на рынке безалкогольных напитков.
Здесь цены практически одинаковые и конкуренция построена на рекламе
Разнообразие конкурентов(до прихода японских фирм на автомобильный рынок США он был достаточно однороден и «поделен большой тройкой». С их приходом конкуренция резко усилилась
Дифференциация товаров: на рынках однородных товаров ценовая конкуренция сильнее; на высокоспециализированных рынках - слабее
4. Рыночная власть покупателей – насколько сильно влияние покупателей
Факторы, определяющие рыночную власть покупателя:
- концентрация покупателей по отношению к компаниям-продавцам(чем меньше число покупателей и больше объем их закупок, тем выше «перелив» прибыли в их сторону
- количество покупателей
- издержки переключения покупателей по сравнению с такими издержками продавца
Информированность покупателей(чем лучше информированы покупатели о ценах и затратах своих поставщиков, тем выше их склонность торговаться)
Способность к вертикальной интеграции(существует ли у покупателя альтернатива – найти другого продавца или сделать все самому)
Чувствительность покупателя к цене
5. Рыночная власть поставщиков
Дифференциация вводимых факторов производства
Издержки переключения поставщиков и компаний отрасли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.