Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 15

Вопрос 14. Организационные патологии. «Ошибочные» стили  менеджмента и «болезни роста» компании.

Организационные патологии – это причины устойчивого целенедостижения организаций (А. Пригожин)

Господство структуры над функцией – рост организации приводит к образованию все новых и новых подразделений, структура становится все более мнгогообразной и сложной, согласование действий между подразделениями требует все большего труда, отчего основные цели достигаются труднее. Дороже и частично.

Автаркия подразделений – замкнутость отделов, цехов и служб на собственных задачах, сосредоточенность на внутренних проблемах, причем в отрыве от целей, интересов смежных подразделений и фирмы в целом.

Несовместимость личности с функцией – индивидуальные способности руководителя не дают ему возможности исполнять возложенные на него обязанности.

Бюрократия – контроль над процедурами, техникой учета, методикой обработки информации

Конфликт – дополнительное межличностное содержание, переход на личности.

Неуправляемость – несогласованность целей и действий, неосуществляемость решений ставят под вопрос достижение целей организацией.

Бессубъектность – подбор персонала, не ориентированного на активность и инициативу, сотрудники не хотят делать что-то за пределами минимально предписанного.

Преоболадание личных отношений над служебными – дружественные, родственные связи.

Рассеивание целей – если собрать в совокупности все цели, как они понимаются на нижнем структурном уровне, то исходную, общеорганизационную цель мы не получим (закон департаментализации).

Клика – сговор работников для использования ее ресурсов в собственных целях, но в ущерб самой организации.

Маятниковые решения – подлинная проблема не опознана или ее не хотят решать, и тогда прибегают к чисто структурным манипуляциям.

Дублирование организационного порядка – приказом или распоряжением работнику предписывается делать то, что он и без того должен выполянть согласно должностной инструкции или положению о подразделении.

Игнорирование организационного порядка – руководитель издает приказы «через голову», забываются ранее изданные нормативы или распределения полномочий. А решения примнимаются «с нуля»

Стагнация – неспособность организации к выработке и реализации необходимых в ней изменений

Подавление развития функционированием – оперативное управление вместо развития

Демотивирующий стиль руководства – взысканий больше, чем поощрений

Болезни роста:

-  Люди чувствуют, что в сутках мало времени

§  Неадекватность планирования

§  Отсутствие формальной структуры

§  Неумение управлять временем

-  Люди проводят много времени за «тушением пожаров»

§  Отсутствие стратегии и долгосрочного планирования

§  Культура вознаграждает больше героев- «пожарных»

§  Организация живет «одним днем»

-  Люди не осведомлены о том, что делают другие

o  Автаркия подразделения

o  Конфликты между людьми и отделами

Нет формального описания ролей

            Нет четкой картины взаимосвязей между разными задачами в организации

-  Люди не понимают, куда движется фирма

§  Нет миссии и видения компании

§  Слабые коммуникации

§  Отсутствие информации у рядовых сотрудников

-  Недостаточно хороших менеджеров

§  Организационные ограничения на ответственность

§  Менеджером становится хороший исполнитель

-  «Я должен сделать это сам, если хочу, чтобы это было сделано правильно»

§  Отсутствие координации работ и четкого определения ролей

§  Нежелание менеджеров делегировать полномочия