Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 2

Модель жизненного цикла отрасли фирмы Arthur D. Little – сочетание 4-х стадий жизненного цикла и 5 конкурентных позиций для анализа портфеля бизнесов компании.

Дали фирмам практический инструментарий стратегического анализа.

Вопрос 2.Основные подходы к идентификации конкурентного преимущества компании в ресурсной концепции фирмы.

3. Третий этап развития ТСУ  (1990-е – 2000-е гг)

Перемещение фокуса внимания с исследования отрасли на изучение особенностей фирмы.

«Ресурсная концепция  фирмы» – основная парадигма нового этапа ( исходная работа – К.Прахалад и Г.Хамел «Ключевая компетенция корпорации» , 1990 г. )

Приоритет междисциплинарного подхода

Ресурсная концепция фирмы

Акцент исследователей на различия фирм. Поиск конкурентных преимуществ в особых способностях и компетенциях фирм. Только исключительные компетенции дают возможность долгосрочного удержания конкурентных преимуществ.

[Истоки – работа Э.Пенроуз «Теория роста фирмы», 1959 г.

Работы О.Уильямсона («Рынки и иерархии», 1975 г.; «Экономические институты капитализма», 1985 г.) – учет специфичности активов фирмы для понимания ее конкурентных позиций.

Эволюционная экономическая теория Р.Нельсона и С.Уинтера(1982 г.) – концепция организационных рутин(способностей).

Обоснование подхода к диверсификации как «портфеля компетенций» в отличие от «портфеля бизнесов»(Прахалад/Хамел).]

Главный тезис ресурсной концепции состоит в том, что присущая фирмам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими уникальными ресурсами и организационными  способностями. Затрудненность перемещения ресурсов («несовершенная мобильность») делает их неоднородность долгосрочной, а конкурентные преимущества –устойчивыми. Ранее смысл стратегий виделся в достижении оптимального соответствия фирмы ее внешней среде. В ресурсном подходе она стала проактивной – нацеленной на опережающее развитие ресурсов.

Динамический вариант ресурсной концепции

Статья Д.Тиса, Г.Пизано и Э.Шуен «Динамические способности фирмы и стратегическое управление», 1997 г.

У традиционного ресурсного подхода упор на извлечение рикардианских рент(отбор ресурсов). У динамического – шумпетерианские ренты(размещение/использование ресурсов). Предметом рассмотрения концепции динамических способностей являются только «непродаваемые»  ресурсы, а в ресурсной концепции – любые. Концепция динамических способностей делает упор на создание ресурсов внутри фирмы(через обучение, опыт, новации). Главное своевременно распознавать возможности и адаптироваться к ним.

Роль ресурсов и способностей фирмы

Статистические исследования показали, что фирмы в одинаковых позициях и отраслях получают заметно разные прибыли. Этот феномен привлек к исследованию внутренних особенностей фирм, как основы их стратегической успешности.

Данный подход получил в литературе название – «ресурсной концепции» теории стратегического управления.

Ресурсный подход к формированию стратегии предполагает, что основой рыночного позиционирования и успеха фирмы является уникальный набор ее ресурсов и компетенций .

Не любые ресурсы организации могут быть основой конкурентного преимущества.

Ресурсы, адекватные рыночной ситуации, формируют стратегические возможности фирмы. Ресурсами, которыми располагает фирма, можно считать ее активы в широком экономическом смысле этого термина. Очень важной формой ресурсов сегодня является интеллектуальный капитал организации: патенты, торговые марки, а также – репутация, престиж, деловые связи, общекорпоративная культура фирмы.Даже самые лучшие ресурсы могут быть бездарно использованы и не послужить успеху организации.

Эффективное использование ресурсов основано на компетенциях, т.е. способностях  применять имеющиеся ресурсы с максимальной отдачей.

В современных условиях, когда потребительские предпочтения и технологии быстро меняются, внутренние ресурсы и способности фирмы становятся более устойчивой платформой для формирования стратегического видения.