Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 8

n  Извлечение максимальной выгоды из ресурсов

Исходный момент и мерило ценности компетенций это удовлетворение  запросов потребителей. Компетенции существуют для того, чтобы лучше других производителей обеспечивать требования клиентов

Требование «лучше, чем другие» выводит нас на понимание уникальности компетенций, как основы конкурентных преимуществ

Уникальность компетенции определяется легкостью ее передачи

Долговременное преимущество может обеспечить, например, компетенция в области найма, обучения, мотивации и вознаграждения редких специалистов

Фирма может закрепить за собой привилегированный доступ(например, к источникам сырья или радиочастотам)

Некоторые компетенции становятся уникальными из-за сложности их переноса в другие организации

Источником уникальности могут служить ранее амортизированные затраты, что делает возможным продажу товаров/услуг по более низким ценам(но опасность «обхода» со стороны более новых технологий)

Уникальность компетенциям придает сложность их копирования. Это делает компетенции устойчивыми

Обычно компетенция это связанный набор видов деятельности и процессов внутри организации, а также с ее поставщиками и потребителями

Это делает компетенцию трудной для копирования в силу ее сложности

Часто компетенция вырастает из опыта компании и координация действий работников при обслуживании клиентов появляется, как бы, «естественным путем»

Такие устоявшиеся организационные процессы в компаниях называются рутинами

Примеры рутин: традиция высококачественного обслуживания клиентов, дух новаторства, культура минимизации издержек

Уникальность и устойчивость компетенций часто обусловлена  тем, что конкуренту сложно понять, что лежит в основе данной рутины

Подобная «неопределенность» рутины обычно обусловлена тем, что она основывается на «скрытых» знаниях, вытекающих из корпоративной культуры

Неопределенность компетенции часть связана с тем, что менеджерам и работникам организации самим сложно формализовать то, как они добиваются высоких результатов(некодифицируемое знание)

Конкурентам сложно понять, как «это» работает, и, тем более сложно воспроизвести у себя

Вопрос 7.  Базовые конкурентные стратегии М.Портера

l  Конкурентная стратегия(КС)  это стратегия, позволяющая добиться КП

l  КС реализуется на отдельных рынках в рамках «бизнес-единиц» компаний

Базовые типы конкурентных стратегий сформулированы в трудах М.Портера:

 - стратегии, основанные на «лидерстве в издержках»

 - стратегии, основанные на «дифференциации»

 - разного рода промежуточные и комбинированные стратегии(стратегии «фокусирования» )

Характеристики стратегии дифференциации

КС, построенная на дифференциации, предполагает, что товар или услуга компании уникальны и ценятся клиентами за их особенность

  • Подобные стратегии связаны с большими затратами
  • Преимущества дифференциации сложно удерживать
  • Корни дифференциации – в цепочке создания стоимости (любой ее этап может стать основой для дифференциации)
  • Это может быть особая система производства, внешней логистики, масштаб конкуренции(т.е. широкий спектр услуг, ее географический размах и т.д.)
  • Особые каналы реализации
  • Генерирует ценность для потребителя
  • Обеспечивает воспринимаемую ценность (потребители готовы платить за дифференцированный продукт)
  • Защищена от копирования

Характеристики стратегии лидерства по издержкам

КС лидерства по издержкам – один из классических видов КС фирм, который фокусируется на всеобъемлющих усилиях по снижению затрат в рамках всех бизнес-процессов

  • По М.Портеру исходный момент анализа издержек – построение цепочек создания стоимости по отдельным видам деятельности
  • Для анализа эффективности расходов применяются три показателя: