Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 7

l  Для этого необходимо культивировать гибкость и разнообразие

l  Также необходимо создавать барьеры для предотвращения разрушения КП

Стратегические инновации

l  Использование возможностей внешней среды подкрепляется способностью к радикальной перестройке организации бизнеса в компании

l  Такая радикальная перестройка называется сменой модели бизнеса и относится к стратегическим управленческим инновациям

Примеры инновационных моделей бизнеса в США

l  NUCOR(сталелитейная промышленность)

l  Wal-Mart(розничная торговля)

l  Southwest Airlines(авиаперевозки)

l  Nike(обувная промышленность)

l  Amazon.com(электронная торговля)

l  Эти и другие компании радикально изменили свои цепочки ценности, т.е. поменяли «правила игры» в отрасли

l  Стратегические возможности организации обусловлены ее ресурсами и компетенциями

l  Сильные стороны фирмы образуют ее конкурентные преимущества

Вопрос 6. Ресурсы и компетенции фирмы как источник конкурентного преимущества.

Ресурсный подход к формированию стратегии предполагает, что основой рыночного позиционирования и успеха фирмы является уникальный набор ее ресурсов и компетенций

Не любые ресурсы организации могут быть основой конкурентного преимущества. Ресурсы, адекватные рыночной ситуации, формируют стратегические возможности фирмы

Требования к ресурсам

VRIO (VRIN)

n  ценный

n  редкий

n  сложный для копирования

n  незаменимый

n  способность к увеличению выгоды на рынке

Ценность ресурса для конкурентного преимущества

1.Тест на невозможность имитации

    (физическая уникальность, историческая траектория развития, причинно-следственная неопределенность, экономическое сдерживание)

2. Тест на длительность

3. Тест на возможность присвоения

4. Тест на заменимость

5. Тест на конкурентное превосходство

Даже самые лучшие ресурсы могут быть бездарно использованы и не послужить успеху организации

Эффективное использование ресурсов основано на компетенциях, т.е. способностях  применять имеющиеся ресурсы с максимальной отдачей

Нематериальные ресурсы сегодня больше влияют на конкурентные позиции фирмы, чем ее материальные активы. Причина заключается в том, что материальные ресурсы доступны на рынке, а нематериальные(репутация, бренд, уникальная технология, «ноу- хау») часто не могут быть воспроизведены

Прочной основой для достижения конкурентных преимуществ выступает наличие уникальных ресурсов

Уникальные ресурсы, как правило, трудно скопировать и невозможно купить на открытом рынке

На основе уникальных ресурсов формируются – ключевые компетенции

Ресурсы сами по себе не создают стоимости

Отдача от ресурсов возникает только тогда, когда фирма в состоянии ими эффективно распорядиться. Возможность(умение) эффективно использовать ресурсы называются способностями или компетенциями фирмы

Требования к ключевым компетенциям

n  наибольший вклад в воспринимаемую потребителем ценность

n  уникальность

n  доступ к новым рынкам

Типы ключевых компетенций

n  компетенции, связанные с доступом к рынку (разработка брендов, маркетинговой компании)

n  компетенции, позволяющие компании справляться со своими задачами быстрее, надежнее и более гибко, чем конкуренты

n  компетенции, связанные с функциональностью 

Эффективное использование ресурсов

n  Инвестиции в ресурсы

n  Улучшение багажа ресурсов

n  Добавление новых ресурсов

n  Включение альтернативных ресурсов

n  Переход в более структурно привлекательную отрасль