Основные этапы развития социальной философии, страница 6

24

По Аристотелю, человек есть социальное (политическое) животное, обладающее душой, осознанной волей, склонностью к искусству. В душе он усматривает высшую деятельность человеческого тела, его "действительность", или осуществление ("энтелехия"). Как форма тела, душа связана с формой всех форм - богом. Согласно учению о соотношении формы и материи то, что существует в возможности, должно проявить себя в действительности, на деле. Каково истинное дело, назначение человека? Вслед за   натурализмом, Аристотель признает собственно человеческим в человеке его разумность, а подлинный смысл человеческого бытия усматривает не в вещественном богатстве, не в наслаждении, не в этической добродетели, а в деятельности разума. Однако, если Демокрит исходит из того, что все, в чем человек нуждается, он должен найти в природе и в самом себе, что все человеческие творения, в том числе и связанные с его разумной деятельностью, возникают под воздействием естественных потребностей, побуждающих к реализации присущих ему от природы стремлений и склонностей, то Аристотель считает, что естественные силы человека, составляющие его природное назначение, реализуются непосредственно (т.е. тем способом, какой заложен в природе этих сил) и являются лишь материалом для их совершенствования индивидами. При одинаковых природных возможностях один человек может реализовать себя лучше, чем другой. Способность наилучшим способом выражать себя не является естественной, а формируется в разумной деятельности, закрепляется благодаря ей и становится привычкой, или "устоем" души. Эта созданная самим человеком "вторая натура" (склад души) в дальнейшем вытесняет естественные способности и определяет выполнение дела и назначение человека13. Поэтому истинное назначение человека - это разумная деятельность, присущая лучшей части его души - уму - и сообразованная не с нравственной или эстетической добродетелью, а с более высокой -интеллектуальной. В качестве критерия сложности человеческой деятельности вообще, духовной в частности, у Аристотеля выступает ее непричастность к повседневным нуждам и несмешанность с потребностями жизни. Отличительный признак свободного человека -интеллектуальный досуг (или созерцание им истины), возвышающийся над всяким  профессиональным  мастерством,  обусловленным склонностью и призванием к соответствующей деятельности. Созерцательная, умозрительная деятельность, наилучшим образцом которой является "мыслящее себя мышление", "совершеннейший философ", или бог, выше всех видов деятельности, в том числе художественной, этической, политической. Такая деятельность сопряжена

25

с размышлением и означает действие в соответствии с принятым решением. Принять решение, т.е. действовать со знанием дела, индивид может лишь сознательно. Поэтому благоразумный, или свободный, поступок предполагает, с одной стороны, знание индивидом пределов своих способностей, а с другой - знание условий, от которых зависит степень их реализации. Из соответствия способности положению вещей (а не из желания, формирующегося под влиянием естественной склонности) и возникает сознательное решение. Свободным, связанным с сознательным выбором, поступком индивид не только что-то изменяет, но и формирует "устой души", "вторую натуру", или истинное Я.

Социальное:Трактовке   натурфилософами   социального

реализованноекак искусственного, т.е. созданного человеком под

природное иливлиянием     естественных     потребностей,

созданноеориентирующих разум на поиск средств для их

в соответствииудовлетворения, Аристотель  противопоставляет

с сознательноидею о социальном, как  созданном  человеком

принятымсвободно, т.е. на основе сознательно принятого

решением?решения. Тем самым развитие человеческого разума, интеллекта отделяется им от развития труда,   непосредственно   направленного   на   удовлетворение потребностей. Смыслом жизни и   назначением   свободного человека становится поэтому совершенствование себя как разумного существа, способного к осуществлению той или иной духовной деятельности, а смыслом жизни и назначением раба - создание материальных условий жизни, необходимых прежде всего для существования свободных индивидов, но не себя. "Расщепление" человеческого бытия и его смысла на две взаимоисключающие стороны - производство самого человека и производство условий его существования - есть выражение первой, грубой формы противоположности умственного и физического труда, связанной с делением людей на людей-индивидов и людей-вещей. Вместе с тем в попытке Аристотеля обнаружить грань между социальным и природным заключена догадка о том, что собственно человеческим бытие становится лишь тогда, когда люди свободны от повседневных забот об удовлетворении насущных потребностей посредством изнурительного труда, являющегося по существу только средством к жизни. Аристотель подмечает исходное противоречие человеческого бытия - противоречие между способностями и потребностями, но в силу присущей рабовладельческому обществу деформации человеческой сущности (низведению непосредственного производителя до состояния "живого

26

орудия", а труда как главного сущностного свойства человека - до унизительного занятия) сводит его решение к простому взаимоисключению одного другим. Способности и потребности противопоставляются как духовное и материальное, социальное и природное. Вслед за Гераклитом, он проводит идею о том, что истинный смысл человеческой жизни состоит в саморазвитии разума (в самоумножении субъективного логоса, по Гераклиту). Однако это саморазвитие возможно, по его мнению, только при ориентации индивида на процесс деятельности, связанный с выбором или принятием решения действовать, но не на результат деятельности, подчиняющий познание поиску средств удовлетворения потребностей. Высшая цель (и добродетель) состоит поэтому в способности делать дело наилучшим способом, однако эта способность формируется благодаря действию и его повторению, а не знанию, которое позволяет лишь определить, как нужно поступать. Отсюда и удовлетворение испытывается от деятельности как таковой, совершаемой ради совершенствования интеллектуальной способности и добродетели.