Основные этапы развития социальной философии, страница 34

Родоначальник христианского космизма Н. Ф. Федоров (1829-1903) исходил из того, что посредством познания и труда человечество способно овладеть стихийными, слепыми силами как внешней природы, так и собственной внутренней, "выйти" в космос с целью его активного освоения и преображения и благодаря этому обрести новый статус бытия - бессмертный космический. Достижение его предполагает выполнение последовательного ряда задач: регуляция "метеорическими", космическими явлениями, превращение стихийных природных сил в сознательно направленные, создание на основе сыновнего, родственного сознания нового типа общества - "психократии", преобразование физической природы человека и преодоление смертности, бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Человечество, погрязшее в низшей свободе, свободе метаться во все стороны, изведывать все искусы и возможности природного существования, никогда не сможет обрести высшую свободу благого избрания идеала - "царства небесного", если оно не начнет направленно преобразовывать теперешнюю физическую природу, чтобы она постепенно становилась способной осуществить этот высший идеал. Истинное нравственное совершенство человека возможно только совместно с физическим его преображением, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.

86

Федоров отмечал две фундаментальные (тесно связанные между собой) физические ограниченности человека: ограниченность в пространстве (она препятствует повсеместному действию разумных существ на все миры Вселенной) и ограниченность во времени, смертность (она препятствует одновременному действию поколений разумных существ). Борьба с "разъединяющим пространством" - "первый шаг в борьбе с всепоглощающим временем", ибо бессмертие возможно только при условии преодоления изолированности земли от космоса и при одновременной регуляции космических явлений. "Каждый обособленный мир по своей ограниченности средств жизни не может иметь бессмертных существ"53. Поэтому человечеству необходима активная работа над продолжением своей нынешней "промежуточности" и несовершенства. По сути речь идет о направленном, сознательном (духовном) управлении внешним миром и собственной природой, об одухотворении мира и человека. "Обожение" человека осуществляется одновременно с изменением мира: не изменяя себя, человечество не может "преобразовать" мир, не нарушая его гармонии, и наоборот. Как и Соловьев, он считает, что божественная воля действует через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества, и потому главная задача человека - стать активным орудием воли "бога-отца не мертвых, а живых"54. Высший смысл любви заключается в преображении и увековечивании личности, в воскресении всех ранее живших. Этого требует и развитое нравственное чувство личности, ставшей самодостаточной. Свое учение Федоров рассматривал как завершение христианской "благой вести", и потому Новый завет, или "логос"' христианства, развернут им в программу преображения природного и смертного мира в "воскрешенный и бессмертный порядок". Это учение развивал и С. Н. Булгаков (1871-1944), считавший, что природа, достигнув самосознания и способности труда в человеке, вступает в новую эпоху своего существования, ибо хозяйственный труд -это иная сила природы, иной мирообразующий фактор - космогонический, принципиально отличный от остальных сил природы. Поскольку эпоха хозяйства - определенная эпоха в истории земли и в истории космоса, космогонию можно разделить на два периода: инстинктивный, досознательный, или дохозяйственный, существовавший до появления человека, и сознательный, или хозяйственный, возникший с его появлением55. Высшая задача сознательной хозяйственной деятельности

-      осуществление божьего завета о "владении землей", новом обретении
"прав на природу, некогда утерянных" человеком, о покорении
смертоносных стихий, "очеловечивании" природы и "освобождении"

87

себя. Этот процесс медленен и труден, наступление "новой космической эры" возможно лишь в отдаленном будущем, а нынешняя "хозяйственная деятельность отмечена всеми проклятиями падшего состояния мира: рабством, отчуждением, взаимной борьбой и притеснением". Выделяя религиозно приемлемые формы человеческого творчества, допуская (с оговоркой "быть может") федоровское воскресение сотворенной богом сознательной жизни, ушедшей в смерть, Булгаков вводит запрет на творение человеком новых жизненных форм, усматривая "человекобожество" как узурпацию человеком божественной привилегии в подобного рода дерзании. Такой запрет есть и у Федорова: "творить мы не можем, а воссоздать сотворенное не нами, но разрушенное нами или разрушившееся по нашему неведению или по нашей вине, - мы должны...". Однако у Булгакова этот запрет действителен лишь на стадии земного, смертного, несовершенного человека, вставшего на путь восхождения к новой божественной природе. Но когда человек, освободившись от первоначального греха, стряхнув с себя греховную, ветхую природу, достигнет божественно-благодатной ипостаси, уподобится природе своего создателя и вступит в бессмертный и творческий зон бытия, то запрет на творение жизни должен утратить свою силу. Выход человека в вечность знаменует начало истинно свободного, ликующего, бесконечного творчества в благе и красоте, которое распространится им на всю Вселенную.