Основные этапы развития социальной философии, страница 28

соответствии с этим критерием история человечества делится им на три периода. Первый период - доисторический, с господством простой кооперации (главный признак которой - солидарность), с наличием целостной индивидуальности, считающей себя центром всего сущего. Дня второго, эксцентрического, периода характерна сложная кооперация с разделением труда и превращением человека в подчиненный и деградирующий придаток общества. В третьем, грядущем, периоде вновь возродятся отношения простого сотрудничества, индивидуальность, как "совокупность всех черт, свойственных человеческому организму вообще", достигнет наивысшего проявления, и человек снова станет, но уже сознательно, мерилом вещей. Общественная борьба, таким образом, есть  борьба личности  за свою  индивидуальность.  Смыслом существования общества является служение человеку, подчинение его интересам личности. Из противоположности физиологического и общественного разделения труда Михайловский выводит несоответствие степени и типа развития общества. Общество может достигнуть высокой степени развития, однако принадлежать к низшему типу организации, как, например, буржуазное общество, основанное на разделении труда и сложной кооперации. Россия отстает от Запада по степени развития, но превосходит его по типу общественной организации. Она может сохранить этот тип организации и вместе с тем достичь высокой степени развития, если упрочит сельскую общину, кустарные промыслы, артели. Он мечтает о сохранении связи крестьянства с землей без крепостного права в рамках существующего строя. Между тем в действительности крестьянская община уже не могла служить ни формой мифического г народного слоя", ни базой социализма.

Таким образом, донаучное направление русской философии (как революционное, так и либеральное) связывало смысл истории с духовным, в особенности нравственным и правовым совершенствованием человечества, учитывая, что оно возможно лишь при условии насильственной замены существующего крепостничества новым, более совершенным, чем капитализм, общественным строем, способным создать человеку условия жизни, достойные его человеческой природы. Причем, если декабристы считали, что избавиться от социальных противоречий и классовой борьбы можно не путем отмены частной Собственности, а посредством всеобщего просвещения и умного

75

законодательства, то Чернышевский главную задачу нового государства видел в установлении общественной собственности, поскольку нельзя доставить приятное и полезное себе, не доставляя этого другим. Связывая нравственность с разумом, он, однако, не дошел до понимания того, чтс люди бессознательно или сознательно черпают свои нравственные воззрения в конечном счете из практических, экономических отношений, на которых основано их классовое положение. Не естественные потребности являются в итоге главным фактором происхождения и развития нравственности, а материальные условия жизни, способ производства и место в нем человека.

Г.В. Плеханов, полемизируя с народниками, в особенности с Михайловским, подвергает резкой критике субъективный метод в социологии, состоящий в исследовании целей (желаемого, должного), подчиняясь которым люди делают историю. В действительности желаемое вырастает из необходимого. Свобода личности заключается в знании законов природы и общества, в умении подчиняться этим законам, сообразовывать с ними свои цели и деятельность. Субъективно-идеалистическому взгляду народников на человека и его историю Плеханов противопоставил материалистическое понимание истории, исходящее из признания объективной закономерности общественного развития индивидов и их деятельности. Вслед за Марксом он доказывал, что данная ступень развития производительных сил необходимо определяет экономическую и социальную структуру общества, что экономический строй, как совокупность производственных отношений, обусловливает политику, государство, право, психологию, религию и т д. общества, что идеологическая и политическая революции предшествуют экономической, но в конечном счете зависят от развития экономики. Подвергнув резкой критике концепции, игнорирующие активную роль общественного сознания и политического строя в общественном развитии, в частности экономический материализм, он отмечал, что "экономика почти никогда не торжествует сама собою, а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических убеждений"49. Однако при анализе производительных сил Плеханов акцентирует внимание на средствах производства, отводит им решающую роль в развитии общества, недооценивая тем самым главную производительную силу - человека, что не позволило ему глубоко понять диалектику производительных сил и производственных отношений и породило известный технократизм во взглядах на историю, связанный с недооценкой живого труда как единственного источника стоимости, способа и средства человеческого существования.

76

В борьбе с субъективной социологией народников он развил учение о решающей роли народных масс в истории: ни один великий шаг в истории не может свершиться без участия народа-творца. Героем истории являются массы, только при их активном участии происходят все политические и социальные перевороты в обществе, осуществляется исторический процесс. Основываясь на этнографическом и историческом материале, Плеханов исследует происхождение нравственности и приходит к выводу, что она непосредственно связана с экономическими отношениями (интерес есть основа нравственности) и в антагоническом обществе, имея классовый характер, приспособлена к узкоклассовым интересам меньшинства, живущего за счет большинства.

*         *         *