Основные этапы развития социальной философии, страница 37

но и вредны, ибо они сдержат естественный ход ее развития, т.е развитие на основе начал, заложенных в ее собственной природе. Славянский культурно-исторический тип Данилевский назвал "четырехосновным" на том основании, что в нем все основные сферы (культура, религия, право, политика) достигли наивысшего развития и приобрели самобытный характер, который обусловлен особыми чертами "русской души", призванной быть "главным хранителем живого предания религиозной истины". Теория "цивилизации", разработанная им в 60-х годах прошлого столетия, явилась предтечей западной неклассической философии истории, получившей развитие в XX в. у О. Шпенглера, А. Тойнби и др. В России ее последователями стали К.Н. Леонтьев, Н.Н. Страхов, а также Л.Н. Гумилев.

По мнению Леонтьева, каждый исторический народ, подобно отдельному человеку, проходит три стадии развития: детства, или первоначальной простоты ", расцвета, или "цветущей сложности", старости, или "вторичного упрощения ". Европа период расцвета пережила в средние века: именно в это время ей была свойственна наиболее сложная социальная структура, неравенство классов и сословий, общественно-политическая и культурная самобытность. После французской революции XVIII в., провозгласившей свободу и равенство, она вступила в завершающую стадию. Высшей общественной формой в истории общества явился деспотизм византийского типа, сочетавший сильную государственную власть, сильную церковь и отвергавший "всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной свободы"62. Леонтьев считал, что Россия, заимствовавшая из византийского мира принципы православия, самодержавия, а также нравственные основы, заключающиеся в наклонности "к разочарованию во всём земном", с помощью деспотичной власти могла бы провести такие реформы, которые спасли бы ее от надвигающейся революции и от развития по западному типу с его идеалами всеобщего равенства и свободы. Призванием славян должны стать уничтожение свободного индивидуализма, разрушающего, разъедающего духовную культуру.  Однако идею об особой миссии русского народа, о наличии оригинального русского характера Леонтьев не разделял. По его мнению, Россия крепка не славянскими корнями, а тем, что пришло к русским от иноземцев -византийцев, татар, немцев. Смыслом истории поэтому является не религиозно-нравственное совершенствование народа, а развитие эстетики жизни. Будет жизнь пышна, богата и разнообразна - будет и мораль, ибо, если бы всеобщее равноправие и благоденствие

93

осуществились даже на короткое время, то они убили бы всякую мораль Эстетика жизни есть наилучшее и универсальное мерило истории потом что она представляет собой высшую социальную практику совмещающую все: мораль, религию, искусство. "Эстетическое мерило" - самое верное, ибо оно единственно всеобщее и приложимо ко всем обществам, религиям, эпохам.

Опираясь на идею Данилевского об этнографической стадии развития как периоде формирования психического облика народа и учение Вернадского о человеке как ведущем факторе развития биосферы, Л. Н. Гумилев разрабатывает концепцию этногенеза, или рождения новых народов. Подобно человеку, каждый народ, т.е. этнос, проходит ряд возрастных фаз: становления ("консолидации"), подросткового "буйства" ("энергетического перегрева"), взросления и старения ("надлома") и смерти ("обструкции"). Этногенез, длящийся, как правило, около 1500 лет, начинается с непредсказуемого "взрыва биосферы", или "пассионарного толчка", т.е. с появления "пассионарий" - людей, способных жертвовать собой во имя возрождения и величия своего этноса. Эти пассионарии сплачивают вокруг себя страстных, энергичных людей, начинается борьба нового со старым ("контроверза"), в результате которой старый этнос перерождается в новый. В конце XIV в., в борьбе с татаро-монголами родился великорусский этнос, образованный славянами, утро-финнами, аланами и тюрками, слившимися в единую великорусскую национальность. Инициатива их объединения принадлежала Москве, где и появились пассионарии - страстные, энергичные и неукротимые люди. Так объясняются Гумилевым еще не изученные отечественной наукой биопсихические механизмы, лежащие е основе взаимодействия личности и масс в истории63. Как справедливо отметил Э. Фромм, социальные характеры, складывающиеся в ту или иную историческую эпоху, есть результат не пассивного приспособления индивидов к социальным условиям, а их "динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных либо биологически, либо возникших в ходе истории" м.

2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.

В середине XIX в. в западной философии, с одной стороны, осуществился переход к научной философии, преодолевшей натурализм и собственно идеализм в трактовке сущности человека и общества, смысла человеческого существования и истории, с другой - явно обозначился поворот к позитивизму и иррационализму, вновь возрождавшим идеализм в истории. В противоположность классической социальной философии

94

стремившейся представить историю как единый процесс развития человечества и проследить постепенное восхождение по ступеням этого процесса, доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей, обосновать субстанциальное единство исторического процесса как процесса развития человеческой (родовой и индивидуальной) сущности, неклассическая философия культивирует отказ от разума как главного и наилучшего средства познания и преобразования человеческого бытия и акцент переносит на один из иррациональных элементов психики (волю, интуицию, инстинкт и т.д.). Поэтому предметом философии истории становится не само по себе человеческое бытие и его история, не законы и логика существования и развития человека, а раскрытие смысла индивидуального бытия. В этой чистой субъективности иррационалисты пытаются найти основы и принципы свободной и творческой деятельности человека, его бытия, а через них - смысл и значение истории, которая является только духовной, субъективной и иной, по их мнению, быть не может.