Основные этапы развития социальной философии, страница 44

помощью которых его решимость могла бы приобрести необходимую действенность. У Сартра индивид дан лишь в моментальном решении и действии, прошлое и будущее существуют для него только в той мере, в какой он связан с ними своими действиями в настоящем. Но, поскольку индивид всегда может отказаться от выполнения обязательств, взятых в прошлом, и обещаний, данных на будущее, он абсолютно свободен и не детерминирован обстоятельствами. Только "то, что есть" может подвергаться детерминации. Будучи "ничем", человек идентичен свободе, он "обречен на свободу". В результате жизненно-Историческое единство индивида полностью растворяется во множестве ситуаций. Жизнь становится непрекращающимся прыжком из ситуации в ситуацию, каждая из которых является в чем-то абсолютно новой, не имеющей к предыдущей никакого отношения. Тем самым индивид лишается традиционных связей, он каждый раз находится вновьперед решением, которое должно определить мгновенную структуру его бытия. В итоге человеческое бытие и история превращаются в Простую несвязную и непредсказуемую последовательность ситуация, мгновенных человеческих актов переживаний Я, связанных с вопросом о своем бытии, своем месте в мире, ибо человеческий индивид является единственным в мире существом, способным "вопрошать о бытии как таковом".

Поскольку мир, в котором живет индивид, лишен всякого смысла, а бытие в корне абсурдно, главный мотив и настрой жизни - страх, который ведет, по мнению Хайдеггера, наше Я от неподлинностти к нам самим. Переход от неподлинного, отчужденного бытия, существования в "Ман" (т.е. в обезличенном ничто, где индивид выступает в качестве вещи и средства, а не субъекта своей деятельности, и вполне заменим любым другим индивидом) к подлинному бытию и означает создание им своей сущности, состоящей в свободном выборе образа жизни, вся мера ответственности за который лежит на нем. И хотя этот выбор свободен, он есть выбор добра, но не зла. Иначе, создание индивидом своей сущности ведет к полному неприятию им массового общества. Противостояние ему есть выражение его активности, которая способствует усилению модуса будущего, или "бытия к смерти". Человек подлинно существует в том случае, если в его бытии главным становится модус будущего. Преобладание в нем настоящего приводить к растворению в повседневности, к безличности. Поскольку человек конечен, истинное существование есть "бытие к смерти", ибо открытым бытию человек становится лишь перед лицом смерти.

Как считает А. Камю, тот, кто понял, что этот мир не имеет значения, обретает свободу. Путь к ней - "бунт" против всемирного

110

абсурда. Тем самым бунт и свобода оказываются нераздельными, ибо бунт есть моральный протест против всего реального как чуждого сознанию, а свобода - присущая природе человека потребность самовыражения. Стать человеком - значит сделать выбор между созерцанием и действием, постоянно самоутверждаться.

Индивид, осознавший себя и свои пределы, поставивший под сомнение все ценности, противопоставивший себя миру посредством бунта, есть абсурдный человек. Бунт, рожденный из страдания, придает

человеческой жизни смысл, порождает у индивида стремление выйти за собственные пределы, стать иным. Камю отрицает самоубийство, которое предполагает согласие с собственными пределами, нежелание быть иным.

Он не признает иной свободы, кроме свободы "быть", свободы ума и действия. Жить - значит пробуждать к жизни абсурд, т.е. "не отрывать от

него взора". "Бунт есть постоянная данность человека самому себе. Это не устремление, ведь бунт лишен надежды. Бунт есть уверенность в подавляющей   силе   судьбы,   но   без   смирения,   обычно   его сопровождающего... Вселенная абсурдного человека - это вселенная льда и пламени, столь же прозрачная, сколь и ограниченная, где нет ничего возможного, но все дано. В конце его ждет крушение и небытие. Он может решиться жить в такой вселенной. Из этой решимости он черпает силы, отсюда его отказ от надежды и упорство в жизни без утешения. Но что значит жить в такой вселенной? Ничего, кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано... Абсурд и приносимое им приращение жизни  зависят не от воли человека, а от смерти"71. Отчужденный от мира, от себя и даже от бога, индивид, обладающий лишь решимостью жить, т.

е. осознанно устремляться в будущее, которое есть "бытие к смерти", таково ядро атеистического экзистенциализма. Как явственно показал

Камю в "Счастливой смерти", весь смысл существования индивида заключен в том, чтобы "умереть осознанно и свободно". Это для экзистенциального индивида важнее жизни, закона, бога. Ему нужен

"бунт" только для того, чтобы "изнутри переделать себя", т.е. преодолеть в себе страх смерти. Как в христианстве, бог сотворил одного Адама, но

"снял" облик всех людей, причем так, что, хотя все они равны, но ни один не похож на другого, так и в экзистенциализме все индивиды одинаково безлики в жизни, в разной мере отрешены от нее, но в смерти ни один не желает быть похожим на другого.

В отличие от атеистического экзистенциализма, растворяющего историю в совокупности индивидуальных переживаний, религиозный экзистенциализм "утончает" провиденциалистскую трактовку истории как линейного, последовательного процесса. В работе "Истоки истории и ее

111