Основные этапы развития социальной философии, страница 17

Гоббса, в итоге низводится до нового произвола. Корень этого противоречия он усматривает в понимании материалистами человека вообще как разумного эгоиста, единственной внутренней безусловностью которого является интерес, стремление к выгоде. Такой человек не знает никаких других побудительных сил, кроме влечений, а в их иерархии -ничего другого, кроме стремления к счастью и благополучию. Исходным пунктом социальных концепций должно стать представление об индивиде как о существе, способном быть "господином самому себе" и поэтому не нуждавшемся в авторитетной опеке. Его разум - это не только средство достижения жизненных благ, но и внутренний законодатель, предписания которого могут быть мерилом истинности общественных требований. Лишь в той мере, в какой индивиду удается "дать закон себе самому", он становится субъектом, способным противостоять любой чужой воле, возведенной в закон.

Как родовые существа, индивиды способны самостоятельно, без всякого внешнего принуждения осознать, в чем состоит их долг, и это осознание (а не разумный эгоизм) позволяет им подчинять себя исходящему от разума категорическому императиву и совершать по собственной воле то, что они обязаны совершать. Вследствие этого индивиды вступают в общественный договор в качестве существ не разумно-эгоистических, аморальных. Поэтому основное требование этого договора состоит в том, чтобы любое государство обращалось с отдельным человеком как с индивидом, который без всякого принуждения осознает долг "не делать другого средством для достижения своих целей" и способен исполнить этот долг. Ни один социальный институт не вправе предписывать индивиду ради чего он должен жить, в чем ему следует видеть личное благо и счастье, или, иначе, навязывать ему смысл бытия. В теорию общественного договора Кант вводит отсутствующее в ней и чуждое просвещению и рационализму понятие "внутренней свободы" индивида, его "моральной автономии". Требованиями общественного договора должны стать также государственно-правовые гарантии личных способностей, усердия, предприимчивости, соответствие между собственностью и индивидуальной заслугой. "Своим" каждого индивида может быть признано только то, что он достиг "благодаря своему таланту, прилежанию и удаче". Первым условием выполнения этих требований он считает равенство возможностей, достигаемое в результате уничтожения сословных, наследственных привилегий28. По Канту, человек обязан исполнять свой долг, не ожидая ни наград, ни внешнего блага, ни внутреннего удовлетворения. "Дабы деяние было добрым", недостаточно, чтобы оно было лишь сообразовано с нравственным законом, оно должно

50

также совершиться ради него. Только моральный закон определяет и делает возможным свершение доброго. Концепции "разумного эгоизма" Гельвеция противопоставляется концепция "моральной автономии индивида".

Смысл этического учения Канта таков: человек, до сих пор поступавший по логике вещей, в конце концов должен совершить выбор: либо продолжать все делать по природе и по расчету благоразумия и

себялюбия и тем самым окончательно запутаться в сплетении сталкивающихся интересов и противоречий, либо совершить окончательный поворот к нравственности, отрешиться от попыток планирования своих целей. Усилия Канта направлены на то, чтобы открыть закон постоянного развития человечества ко все более

сложным  формам,   к более высокому уровню  нравственного совершенства, которое он, вслед за Аристотелем, ставил выше культурного развития человечества. Своеобразное подтверждение тенденции к нравственному совершенствованию человеческого рода Кант увидел в Великой французской революции. В своей последней работе "С'пор факультетов" (1796) он признал себя сторонником этой революции, определил ее как событие, которое "доказывает тенденцию рода человеческого к нравственному совершенствованию".

Стихинное              Движение человечества к гуманизму и культуреи сознательное    это длительный противоречивый процесс, в общественной жизни   сторонами которого выступают повседневная деятельность  людей, осуществляющих свои эгоистические интересы, и противостоящий им категорический императив. Их борьба способствует улучшению общественного устройства, которое в ходе истории должно с необходимостью смениться строем, исключающим всякое подавление личной свободы. Это означает, что сами люди по существу бессознательно создают условия жизни, принуждающие их к тому же, к чему обязывают их законы свободы. Кант указывает на присущие обществу внутренние, имманентные силы, которые, действуя спонтанно, независимо от личных устремлений, заставляют людей и созданные ими институты взаимодействовать. Результаты этих многочисленных взаимодействий необозримы и никто не в состоянии их предвидеть, но они все же продвигают общество по пути прогресса. Тем самым Кант выдвигает идею о том, что через

бессознательную (стихийную) деятельность масс проявляются объектиивные законы общества, которые в известной мере содействуют нравственному прогрессу. Этим стихийным действиям масс противостоят

51

сознательные, основанные на знании нравственного закона и его реализации. Превышение сознательным фактором стихийного значительно ускорит рост личной свободы и, соответственно, прогресс общества. Учение Канта о примате нравственного (практического) разума над теоретическим вплотную подводит к пониманию того, что человек собственной деятельностью создает, творит свое бытие и обстоятельства, которые все больше определяют его жизнь и историю. Но по существу идея творческой активности субъекта есть утверждение лишь того, что человек как чувствующее и мыслящее существо обусловливает собою все то, что может являться ему как действительность.