Основные этапы развития социальной философии, страница 4

Классическая античная философия выработала своеобразный взгляд на мир, человека, историю, сутью которого является тождество (включающее различие) мира, человека и общества (полиса). Для греков человек - это "микрокосм", подобный "макрокосму", и потому у натурфилософов мир и человек субстанциально едины и подвластны прежде всего всеобщему логосу, простирающему власть на все и одерживающему верх над всем. На заре греческой культуры и в период ее расцвета труд рассматривался еще как необходимое условие человеческого бытия, однако собственно человеческим в человеке признается уже разумность. Гераклит различал людей по их индивидуальным (субъективным) логосам, которые делил на "бодрствующие" (способные постичь всеобщее, т.е. мыслить и действовать   сообразно   объективному   логосу)   и   "спящие" (обнаруживающие непонимание всеобщего и даже вражду к нему). "Наилучший" субъективный логос - это "сам себя умножающий", самовозрастающий, логос, который не просто совпадает с объективным, но и отрешен от него. Демокрит также делил людей по их способности мыслить и рассуждать (боги, мудрецы, люди, неразумные животные), а истинным счастьем считал спокойное состояние духа, которое дается логическим познанием. Вместе с тем без привычки к труду люди, по его мнению, не могут научиться ни письму, ни музыке, ни гимнастике. Нужда и опыт были для человека учителями во всем, и все искусства порождены потребностями и обстоятельствами. Природа тоже является источником ремесел и искусств: ткачеству человек научился у паука, построению жилищ - у ласточки, пению - от певчих птиц. Язык у человека - от его собственной человеческой природы, а не от богов, общественные законы тоже придумал человек, чтобы прекратить свое животное существование, представление о богах возникло из чисто человеческих чувств и

20

приписывания человеком сверхъестественной мощи тем или иным природным силам.

Образ телесно-духовной личности, не противопоставляющей себя коллективу, но и не обезличенной, не растворенной в нем, первым в Греции создал творец "Иллиады" и "Одиссеи" Гомер, оказавший существенное влияние на формирование диалектических взглядов Гераклита и воспитавший, по словам Платона, всю Элладу. Хотя его герои несходны, каждый из них по-своему храбр и мужествен, стремится других превзойти, чтобы "добыть между смертными славы", Гомер выделяет в них не единичное и случайное, а общее и существенное. На щите Ахиллеса ("Илиада") в поэтической форме воспроизводятся не просто картины природной и социальной жизни, а всеобщее и необходимое в ней.

Гераклит в понимании диалектики всеобщего и единичного, индивидуального идет, несомненно, дальше Гомера, который, по его замечанию, будучи "мудрейшим из эллинов", все-таки не осознал, что они в своем различии тождественны, составляют одно и то же. Всеобщее Гераклита заключает в себе все богатство единичного, все его многообразие и неразрывно с ним связано. Признаками индивидуального являются отделенность, обособленность и самость (особенное, свое), а признаками всеобщего - быть источником (первоосновой), мерой и порядком всего, всем править и над всем одерживать верх. Однако, хотя всеобщее и единичное в своей основе сходны, тождественны, их единство наблюдается не всегда. Так, субъективному логосу свойственно пребывать в согласии с объективным, всеобщим логосом. Между тем со стороны людей чаще обнаруживается непонимание его и даже вражда к нему. Многие люди имеют лишь знания об отдельных вещах и явлениях и вполне сведущи, когда речь идет о них, но они не поднимаются до знания всеобщего, и всякий раз, когда речь идет о нем, оказываются несведущими. Всем людям дано познавать и мыслить, но только активный, самовозрастающий индивидуальный логос может подняться до уровня всеобщего.

Не найдя правильного решения проблемы необходимости и свободы применительно к всеобщему, античные философы высказали ряд гениальных догадок относительно различных форм человеческой свободы и творчества. Гераклит последовательно проводит идею о том, что если обстоятельства (всеобщий логос) не зависят от людей, то от них зависит двоякое отношение к этим обстоятельствам: либо непонимание вечного логоса вещей и даже вражда к нему, либо осознание в себе как разумном существе творческого "самовозрастающего" логоса, способного постигать мировой (вселенский) логос. Разумение (мудрость) он считает

21

великой заслугой человека, понимая под этим самостоятельное постижение индивидом сущности вещей и мира, и противопоставляет его многознанию (сумме приобретенных знаний). При этом мудрость состоит не только в том, чтобы говорить истинное, но и в том, чтобы "поступать сообразно природе, ей внимая".

Свобода              Поскольку "наилучший" субъективный логос и произвол         тождествен объективному и действует и мыслит сообразно с ним (по мерке всеобщего), свобода включает в себя и ответственность (поступать и мыслить со знанием дела, в соответствии с необходимостью, а не произвольно) и в этом смысле является "позитивной". Эту свободу, основанную на знании всеобщего, следует отличать от "негативной " свободы, связанной с невежеством, познанием индивидами единичного и непониманием всеобщего. В этом случае индивиды имеют дело с произвольным миром (для каждого своим) и их поступки и мысли лишены разумения, а следовательно, и ответственности. Они действуют и мыслят, подобно спящим. "Негативная" свобода и есть свобода без ответственности или, иначе, произвол. Мерой свободы человека и его творчества выступает природа, космос: "наилучший" субъективный разум (логос) тот, который полностью тождествен объективному логосу, "узнает" в нем собственный логос.