Основные этапы развития социальной философии, страница 47

социальным существом. Его сущность выражает не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. В книге "Духовная сущность человека" Фромм рассуждает о том, что если сущность человека представить в качестве определенной субстанции, то можно легко оказаться на неисторической позиции, ибо человек с момента своего появления существенно не изменился. Вместе с тем между дикарем и современным цивилизованным человеком существует огромное различие. Если же следовать прямолинейному историческому подходу, то не ясно, что останется от субстанции, понимаемой как абстрактная "сущность" или "природа" человека? Поведение индивидов, их бытие, по мнению Фромма, нельзя трактовать односторонне: либо биологически, либо социально. Человек остается частью природы, неотторжимой от нее. но его жизнь и поступки не определяются инстинктами и, следовательно, создаваемая им культура не проистекает из них. В сравнения с животными инстинкты у людей слабы, непрочны, недостаточны для того, чтобы гарантировать им существование и развитие. К тому же самосознание, разум, воображение, способность к творчеству нарушают единство со средой    обитания,    присущее    животному    существованию. "Раздвоеннность" человеческой природы (обусловленность социальными и биологическими факторами) составляет суть экзистенциального противоречия, т. е. противоречия человеческого бытия. Оно имманентно, внутренне присуще ему, в нем выражается его сущность. Человек - это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой. Не только человечество в целом вынуждено осознавать и переживать это экзистенциальное противоречие, но и каждый отдельный индивид. Человеку предопределено быть частью природы (т. е. быть живым существом) и вместе с тем быть выделенным из нее, ибо он живое, но социальное существо. Таким образом, человек есть суще­ство становящееся, незавершенное, принципиально нецелостное, вынужденное утверждать новый, индивидуальный и свободный диалог с природой.

В "Бегстве от свободы" и в "Иметь или быть?" Фромм дает классификацию потребностей человека, в которых выражается его сущность. Как социальному существу ему прежде всего присуща потребность в общении, раскрывающаяся в полном объеме в любви. В ней человек обнаруживает могучий душевный потенциал, растворяя себя в другом и тем самым предельно выявляя собственную сущность. Любовь, согласно Фромму, определяет коренные основы человеческой жизни: в сфере мышления она проявляется как индивидуальное миропонимание, в сфере действий - как творчество и самореализация, в чувственной сфере

116

-как единство с другим человеком, всеми людьми, природой. В отличие от животного человек преобразует мир и тем самым раздвигает горизонты своего существования. Это продиктовано его потребностью в творчестве, имеющей ярко выраженный индивидуальный характер. Существенной стороной человеческого бытия является осознание индивидами и обществом потребности в родстве, глубоких корнях, обеспечивающей прочность, безопасность и незыблемость существования. Сила индивида основана на максимальном развитии его личности, что предполагает понимание самого себя. Чтобы познать и понять себя, свои специфически человеческие свойства, индивид должен реализовать присущую ему потребность в уподоблении, идентификации, которая, как считает Фромм, выражает стремление Я к возвышению через другого. Однако лишь редкая личность действительно постигает себя, создает внутренне устойчивый образ собственной индивидуальности. Как правило, индивиды имеют неустойчивые, часто меняющиеся представления о себе. Потребность человека в познании, освоении мира - одно из интенсивнейших его влечений, позволяющих раскрыть логику окружающего мира, понять внутренний смысл универсума и свое место в нем. При этом Фромм настоятельно подчеркивает, что "ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку". Индивиды развивают ту или иную потребность в соответствии с обстоятельствами, обусловливающими их жизнь. Физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и т. д.)

являются первичным мотивом человеческого поведения, ибо требуют удовлетворения при любых условиях. Чтобы их удовлетворять, человек должен трудиться, причем "труд всегда конкретен, это вполне определенная работа в определенной экономической системе". Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, основополагающий фактор формирования характера человека78.

Основное внимание в "Бегстве от свободы", а также в "Иметь или

быть?" Фромм уделяет деформированным, искаженным устремлениям индивидов, возникающим под воздействием социальной среды. По отношению к индивиду общество либо содействует реализации и развитию его потенций,  либо деформирует их. Важнейшие из них способности к развитию, творчеству, свободе, справедливости, правде, возникшие в ходе истории, могут фрустрироваться и подавляться. Это с неодимостью влечет за собой рост агрессивных разрушительных стремлений, ненависти, бессилия. Вместе с тем именно в состоянии подавления и бессилия заявляют о своем существовании чувства свободы, справедливости, правды. Следовательно, хотя природа человека глубоко социальна, она обладает все-таки собственной динамикой, которая не

117

является   непосредственной    проекцией   социальной    среды. интериоризацией ее требований. Он солидарен с Марксом в том, что капиталистическое общество враждебно человеку, что в нем индивид задавлен частной собственностью, отчуждающей его от продукта труда, процесса труда и самого себя. Продавая свою рабочую силу, индивид по существу продает себя и ощущает себя товаром. Ему противостоят мощные силы: капитал и рынок, от которых зависят его уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение, успех. Если на него есть спрос, он считает себя "кем-то", если нет - он становится "никем" в своих собственных глазах и глазах окружающих. Ни в чем дух отчуждения, по мнению Фромма, "не проявляется так сильно и разрушительно, как в отношении индивида к самому себе"79. Но еще в большей мере человеку противостоят техника и бюрократия, воплощающие в себе деструктивные, антигуманные функции. В результате стремление индивидов обрести себя, установить подлинные личностные отношения с другими индивидами вырождается в духовную пассивность, стандартное поведение или замещается тяготением к всевозможным "идолам", ложным ориентирам, используемым ими для выработки иллюзорного представления о себе,что приводит в конечном счете к конформизму. Его причину Фромм видит в возрастании насилия как в отдельной стране, так и в мире в целом. Конформист преисполнен желания раствориться в толпе, стать анонимным, чтобы таким образом избежать дискомфортного состояния одиночества и нависшей над ним угрозы. Однако, вслед за Марксом, он считает, что фундаментальным свойством индивида, как личности является не приспособление к существующим обстоятельствам, а преодоление их, поиск нового посредством глубокого осознания действительности.