Хотя человек живет в обществе (государстве), которое является необходимым и заботится об общем благе, социального равенства в нем быть не может, ибо сословное деление является естественным, связанным с природой человека, тремя частями его души. Вслед за Платоном он признает четыре добродетели (мудрость, отвагу, умеренность, справедливость), соответствующие трем основным сословиям, и добавляет к ним три христианские добродетели: веру, надежду, любовь. В христианской триаде (вера, надежда, любовь) отражена одна из тенденций, действовавших в общественной жизни, - "горизонтальные" отношения корпоративного типа (сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии вассалов, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и т.д.), включение в которые формировало у человека сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав. Другой господствовавшей в нем тенденцией была "война всех против всех", связанная с "вертикальными" отношениями господства и подчинения и выражающая их.
Основной добродетелью всех христиан, в особенности подданных, Аквинат считал покорность, а лучшей формой господства - монархию. В своем государстве монарх должен быть тем, чем бог в мире, а душа в теле. Его главная задача - вести граждан к добродетельной жизни, предпосылками которой являются достижение мира между ними и обеспечение благосостояния. Однако власть монарха подчинена всеобъемлющей духовной власти - церкви, которая выше государства, ибо ее смыслом и целью является достижение людьми неземного блаженства.
Разум человека возвышается над его волей и может ею управлять, но ему недоступно сверхтелесное, и потому разум должен служить вере, объяснять ее догмы. Человек, таким образом, поставлен у Аквината "как бы между богом и земным", являясь по сути сверхъестественным существом, душой. Причастность человеческого разума к божественному мышлению делает его пассивным. Признав за разумом большую власть, чем Августин, он все же не отклонился от основной христианской догмы: правильное использование разума возможно благодаря божественному руководству и озарению.
34
Следует заметить, что в отличие от первобытного язычества, противопоставлявшего людей одного племени или рода всем "чужим", рабовладельческого общества, строившегося на отрицании человеческого достоинства рабов, феодальное общество с господствовавшими в нем мировыми религиями исходит - в идеале - из принципа духовного равенства всех людей. Средневековье мрачно, но не примитивно (по сравнению с предшествующими историческими ступенями оно открывает больший простор для развития индивидов, материальной и духовной Культуры).
Модернизация философии Аквинского (томизма) в XX в. связана с неотомизмом и тейярдшмом, ставшим наиболее влиятельной теологией, которая противостоит неотомизму, все еще сохраняющему важнейший парадокс религиозного учения, выраженный в понятии бога как неподвижного перводвигателя. Тейяр де Шарден (французский теолог и антрополог) предпринимает попытку преодолеть основной порок томизма им основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека - родоначальника всего человечества, Тейяр утверждает, что человек - наиболее совершенный результат естественной эволюции, основными ступенями которой являются преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера) и "феномен человека" (ноосфера). Но с появлением человека эволюция не завершается, ее продолжением становиться социальная эволюция, способствующая возрастающему совершенствованию мира. Признание закона всеобщей эволюции не противоречит христианской вере, так как созидательный труд в пользу прогресса является не чем иным, как "продолжением дела сотворения мира". Поэтому верующий, как и неверующий, должен включаться в деятельность, направленную на создание более совершенных форм бытия. В своей работе "Христология и эволюция" он писал: "Прославлять бога означало когда-то презирать земные вещи во имя бога.., теперь же прославлять бога значит творить, стать его сотрудником, совершенствовать свой собственный труд, силами собственного ума соовершенствовать созданный богом мир". И любовь к ближнему теперь "достигает своей полноты лишь тогда, когда мы посвящаем свою жизнь общему благу, которым является всеобщий прогресс"17.
Тейяр де Шарден обращается к христианам с призывом активно включиться в преобразование мира в соответствии с потребностями людей и тем самым содействовать дальнейшему прогрессу человечества, ведущему в тенденции к замене индивидуалистской цивилизации новой цивиилизацией, укореняющей личность в коллективе, коллективном труде на благо человечества. Только активно и сознательно (целеустремленно)
35
совершенствуя мир, можно соединиться с богом. "Невозможно объять Христа, не объяв землю... быть до конца христианином, не будучи непоколебимо человеком", т.е. "не работать на пользу прогресса"18.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.