Основные этапы развития социальной философии, страница 22

действительной истории выступало как процесс возникновения, развития гибели реальных общественных форм,  изображается им  в Феноменологии духа" в виде истории возникновения, развития и смены форм сознания от обыденного до философского (с его логическими законами). Как носители духа, люди на протяжении долгого периода мировой истории не знали законов, побуждающих их к деятельности. "Хитрость мирового духа " состоит в том, что индивиды, преследуя свои корыстные цели, вступая в коллизию друг с другом, не ведали, что в действительности они осуществляли процесс "самопознания духа". Но по мере приближения духа к конечной цели самопознания люди (в лице философов) стали осознавать законы, управляющие человеческим сознанием и, соответственно, историей. История, таким образом, из процесса осознания свободы превращается в сферу реализации законов, необходимости, а исторический процесс оказывается закономерным роцессом развития духа. Однако Гегелю так и не удается показать, как историческая необходимость превращается в свободную духовную деятельность реализующих ее людей. Это объясняется в значительной мере тем, что творчество человека, как и его самого, он понимает двойственно, противоречиво. По сути творчеством обладает не человек, а саморазвивающаяся логическая идея. Все, что создает человек, в действительности творит мировой дух, хотя и посредством человека. Тем самым творческая природа человека утрачивает смысл, а человек низводится до пассивного существа, подавленного фатальной мощью абсолюта.

В "Философии истории" всемирная история определяется им как "прогресс в сознании свободы". Свобода, являясь субстанцией человека, осознается им не сразу, а на протяжении многовековой истории. Процесс сознания собственной свободы включает основные ступени: восточную, античную, германскую. На древнем востоке, где история начинается, свободен один только деспот, в античном мире некоторые индивиды осознают, что свобода составляет их сущность, лишь в германском мире все  осознают свою сущность и поэтому здесь становится возможной полная свобода. В германском мире государство есть осуществление свободы не по субъективному желанию, а согласно понятию воли, или всеобщности. Хотя в греческом мире уже обнаруживается всеобщность, но особенность там еще не освобождена (субъективная цель совпала с велением государства) и не направлена к всеобщей цели. Только в государстве нового времени всеобщее связано с полной свободой особенности, полным развитием субъективности (соединением ее прав и обязанностей, свободным выбором занятий). "Государство есть

61

единственное условие достижения особенной цели и особенного блага"36 и, соответственно, развития индивидуальности, осуществляемое им через учреждения и корпорации (сословия), которые предоставляют индивидам занятия и деятельность, направленные на всеобщие цели. "Свобода индивидуума не должна быть чем-то единичным, она должна быть выражена и представлена в корпорациях... В них гражданин - мастер, человек чести и признается таковым, вне корпорации он не обладает признанием"37. Таким образом, анализируя предшествующее ему историческое развитие, Гегель настоятельно проводит идею о том, что уровень развития общества определяется тем, насколько свободно развивается как общее, так и совокупность индивидуального.

Каждое государство - это продукт собственного духа данного народа и ступень развития сознания его духа. Выявляя свой дух, народ приобретает историю и свободу. Однако достижение истинной свободы -длительный и поступательный процесс, в котором "ни одна ступень не может быть пропущена". Свободное, совершенное государство (конституционная монархия), в котором все "моменты свободы развиты и каждый момент обладает своим собственным существованием"38, есть результат высокой культуры, которую еще предстоит создать. Хотя индивиды становятся свободными, овладевая своей собственной природой, подчиняя свои чувства разумным целям, овладение собственной природой осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через общественное овладение силами природы. Народ, осознавший то состояние свободы, которое он произвел своей деятельностью, достигает высшего развития (и гибели), выступающего в качестве основы новой эпохи, новой жизни (низшая ступень, как подчеркивает Гегель, не исчезает, а лишь снимается в высшей). Эпохой германской нации он считает время, начавшееся Реформацией и оканчивающееся созданием высшей и совершеннейшей формы правления - конституционной монархии, что, разумеется, не означает конца мира. Социальная жизнь продолжается, но всемирная история в принципе себя исчерпала, ибо кульминация политических событий уже позади. Германскому миру свойственна идея личной свободы, но свободы не по субъективному желанию, а согласно всеобщности, т.е. эта свобода должна быть направлена к всеобщей цели. При этом всеобщее в нем связано с полной свободой особенного (сословия), полным развитием ее субъективности. Овладевая собственной природой, подчиняя чувства разумным (всеобщим) целям, индивид становится свободным. Это означает, что его сущность стала сознанием, волей, т.е. осознана, осмыслена им.

62

Что касается славянского народа, в частности народа России, то он, по его мнению, еще не успел обнаружить себя во всемирной истории.

В этом во многом эмпирическом и субъективном взгляде на всемирную историю и место различных государств в прогрессе свободы Гегель возвеличил германский народ, преувеличил степень его буржуазной развитости С философских позиций это частично оправдано стремлением развить представление о государстве как такой организации свободы, в которой насилие и господство введены в правовое русло, опосредованы и обузданы правом. Однако при этом преувеличивается демократичность и свобода в государстве, где господствует воля монарха, хотя и ограниченная законом. Периодизация всеобщей истории несет на себе печать философского идеализма и является во многом искусственной, а сама история имеет по существу политический характер: она есть поступательное движение мирового духа, осуществление его в ней