Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 55

Отсюда видно, что один и тот же образ может иметь различную чувственную основу. Ощущение и память постоянно дополняют друг друга. Между ощущениями и представлениями о предметах нет однозначной зависимости. По Гельмгольцу, наши представления о предметах являются символами, знаками, а свойства объекта – результат действия объекта на органы чувств.

Е)Теория перцептивных гипотез Бруннера.

У него процесс познания протекает в форме возникновения гипотез, их проверки и принятия решения. Восприятие начинается с некоторого ожидания или гипотезы. Это позволяет человеку реагировать на актуальные события и предвосхищать будущие события. Познание не является простым копированием окружающего мира. Эта модель время от времени и частично сопоставляется с поступающей извне информацией.

Модель мира – целостная система ожиданий, из которых берутся конкретные перцептивные гипотезы. В гипотезах содержится предположение относительно категории, к которой может быть причислен объект. Модель мира – система взаимосвязанных категорий, обладающих различной степенью готовности.

Таким образом, перцептивный образ – результат соотношения стимуляции и модели мира. Его результатом является отнесение источника стимуляции к определенному классу объектов.

Недостатки:

1-игнорирование индивидуального, неповторимого в воспринимаемом объекте, так как объекты воспринимаются как категории определенного класса, обладающие общими свойствами, характерными для этого класса.

2-модель приносится в процесс познания извне и не находится в причинной связи с объектом. С его помощью происходит не копирование, а кодирование окружающей среды.

3-отрицается предметность и пристрастность образа, так как категории, классы являются логическими понятиями, которые не могут быть пристрастными.

4-неадекватно принимается роль культуры в восприятии.

Исходные категории, по Брунеру, являются врожденными, а язык  культура лишь усиливают возможности познания мира.

Ж)Теория перцептивного цикла Найссера.

Он определяет познавательную активность как активность, направленную на приобретение, организацию и использование знаний. Усвоенная ранее информация определяет, что будет воспринято в последствие. Влияние прошлого опыта на будущее определяется посредством схемы. Ее основная функция состоит в предвосхищении событий или внешнем мире, которые должны наступить. Они участвуют в восприятии, определяя сбор информации об этих событиях.

Схема Найссера:

1-схема – часть полного перцептивного цикла, который является внутренним по отношению к воспринимающему.

2-схема модифицируется опытом и специфична по отношению к воспринимаемому.

3-схема воспринимает информацию извне и изменяется под ее влиянием.

4-схема направляет исследовательскую активность субъекта, в результате чего поступает новая информация, которая изменяет дальнейшее изменение схемы.

5-каждая схема вложена в более широкую схему.

Свою концепцию Найссер обосновал с помощью опыта, построенного с помощью методики избирательного смотрения. На экран одновременно проецируется два ряда изображений. Испытуемый должен следить за одной их игр и нажимать на ключ при каждом событии – ударе по мячу. Испытуемый легко следит за одним рядом событий. При слежении за обеими играми, результаты резко ухудшаются, так как два ряда изображений по модальности и локализации не отличаются, а отличаются по внутренней структуре. Различие в их восприятии объясняется наличием в первом случае и отсутствием во втором предвосхищения наблюдаемых событий (предвосхищения возможны в том случае, когда прослеживается ход игры). Эти предвосхищения включают соответствующую стимуляцию в перцептивный цикл.

Недостатки:

1-образ заменен схемой, что предполагает очень условную связь между схемой и объектом.

2-действие не является формой освоения действительности. Оно лишь делает доступной ту или иную информацию.

3-сами перцептивные схемы берут свое начало в некоторых врожденных координациях.

Найссер признает наличие установленных культурой схем, но они сосуществуют с индивидуальными, надстраиваются над ними и не входят в актуальное восприятие.