Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 29

-а- изучение бессознательной мотивации. В основе этой проблемы лежат факты, показывающие несовпадения между тем, как человек объясняет свое поведение, и тем, что говорят данные, полученные другим путем. Например, эти данные получены в опытах с гипнотическим внушением. Эти опыты показали, что существует особый уровень мотивации, который содержит влечения не только неосознаваемые, но иногда активно отвергаемые человеком.

-б- воспитание мотивов человека. Практика показывает, что определенный тип жизненных условий сам по себе не всегда обеспечивает формирование желательных мотивов и что необходимо создание специальных условий, необходимых для этого. Возникают вопросы, в силу каких влияний формируются мотивационные отношения, почему одни воспитательные воздействия влияют на мотивационное развитие человека, а другие – нет? Какова природа мотивационного развития человека? Какие психологические механизмы лежат в основе этого развития?

-в- изучение механизмов мотивации. Эта проблема является центральной для психологии мотивации. Без их знания невозможно объяснить наблюдаемые изменения в направленности поведения. Механизмы мотивации в основном изучались на физиологическом уровне, но этого недостаточно. Нужно еще изучить и психологический аспект.

-г- ситуативное изменение мотивации. Речь идет о том, как возникшие ранее побуждения развиваются в условиях различных ситуативных воздействий.

-д- механизмы развития мотивации в филогенезе и онтогенезе, а также процесс актуализации этих механизмов. Сюда же относятся проблемы, касающиеся того, что происходит после возникновения перед субъектом цели, то есть речь идет о последствиях процессов мотивации, влиянии мотивов на отражение ситуации и так далее. Здесь выделяют два аспекта исследования:

- генетическое развитие, охватывающее все, что предшествует формированию цели.

- ситуативное развитие, охватывающее то, что следует за формированием цели.

Виды биологических потребностей и их строение.

Выделение биологических потребностей производится на основе их общности для многих видов животных и различных механизмов их удовлетворения.

Матцын КП выделил 12 потребностей:

- потребность в пище

- потребность в воде

- потребность в уходе за детенышами

- избегание боли

- экскреторная потребность

- потребность в кислороде

- потребность в отдыхе и сне

- потребность в активности

- потребность в безопасности

- потребность в агрессии

К этому перечню Ньюттен добавил познавательную потребность.

Эта классификация исходит из содержания потребностей, но мало раскрывает общие принципы строения и развития мотивации. Потребности делятся на индивидные и видовые. Они объясняют конечное назначение нужд.

Ньюттен различает  экзогенные и гомеостатические потребности.

Гомеостатические потребности – потребности в сохранении постоянными параметров внутренней среды организма.

Экзогенные потребности не зависят от состояния организма и актуализируются внешними проявлениями организма (познавательные потребности).

Если гомеостатические потребности насыщаемы, то познавательные не насыщаемые. Поэтому гомеостатические потребности подвергаются циклическим колебаниям, а познавательные характеризуются постоянно действующей мотивационной установкой на восприятие всего нового.

Существует еще ряд негативных потребностей, составляющих систему отрицательной мотивации, называемой мотивацией избегания. Они связаны с поведением, направленным на устранение вредного воздействия. Серьезность (необратимость) итогов столкновения с угрожающими предметами делает необходимым постоянную готовность механизмов мотивации избегания.

Выделяют также функциональные потребности, побуждающие к активности, не преследующей явного конечного результата. Они противопоставляются предметным потребностям, которые направлены на получение определенного конечного результата. В.К. Велюно считает, что функциональные потребности также имеют признаки конечной цели.