Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 32

В мотивационном плане инстинкт – это унаследованный механизм удовлетворения потребностей, которые побуждают животное к совершению ряда частных действий без отражения их общей направленности. Таким образом, инстинкт мотивирует не деятельность, а ее отдельные изменения.

Отдельные звенья инстинкта привязаны к специфической стимуляции. Они называются ключевыми раздражителями. Они побуждают к совершению инстинктивных действий без какого – либо предварительного научения. Они имеют мотивационное значение. Ключевые раздражители обеспечивают направленность активности на специфические объекты. В качестве ключевых раздражителей в ходе эволюции закрепляются такие раздражители, которые удовлетворяют требованиям:

1-они должны быть достаточно постоянными, специфическими, однозначно соответствующими тем предметам ситуации, на которые направлено инстинктивное действие.

2-они должны быть сравнительно простыми, так как на низших ступенях развития у животных низкие познавательные возможности.

Эти требования удовлетворяются не во всех случаях, поэтому возможны ошибки в поведении живых существ (личинки майского жука паразитирует на пчеле акто – фора. Они прикрепляются к пчеле во время посещения ею цветка, но так как раздражитель оказывается не специфическим, то личинки прикрепляются и к другим посетителям цветка и погибают).

Действия животного вызываются не самими по себе раздражителями, а их соответствием некоторым внутренним эталонам. Об этом свидетельствуют опыты с искусственными моделями раздражителей. Было показано, что существует некоторый оптимальный раздражитель, вызывающий наиболее выраженную реакцию. Чем больше отклоняется воздействие от такого раздражителя, тем слабее реакция на него. Для того, чтобы ключевые раздражители управляли поведением организма, они должны быть опознаны, поэтому у организма есть специфический механизм их опознания. Готовность этих механизмов к действию обозначается словом «установка».

Инстинкты способны не только опознать стимул в качестве ключевого раздражителя, но также учить его некоторые преобразования, поэтому поведение побуждает не сам по себе стимул, а его некоторый модифицированный образ. Таким образом, инстинкт является системой установок, обеспечивающих мотивационное отношение к специфическим раздражителям. Поэтому инстинктивное поведение зависит от последовательности актуализации мотивационных установок и последовательности появления этих раздражителей.

Поведение детерминируется не только инстинктивной, но и приобретенной мотивацией. Здесь раздражители, не являвшиеся ранее значимыми для поведения, приобретают мотивационное значение и детерминируют поведение. В основе этого лежит выработка условного рефлекса. Новые раздражители получают новое мотивационное значение благодаря связи с безусловным воздействием, мотивационное значение которого определено наследственно. При этом на первый план выходит психическое значение, образ ситуации. Важной становится ориентировка в окружающей среде. Такое поведение характерно для животных, стоящих на более высоких ступенях филогенетического развития.

Развитие биологической мотивации в онтогенезе.

Управление поведением организма на основе жестких наследуемых программ оправдывает себя только на ранних стадиях филогенеза. Оно даже создавало преимущество благодаря тому, что позволяло развивать поведение, соединяя отдельные звенья инстинкта в более сложные последовательности без эволюционных затрат на развитие психического отражения. Однако это имеет свои пределы. Поэтому появилась другая (более прогрессивная) линия развития, которая совершенствовала способность организма самостоятельно решать все более сложные задачи приспособления, то есть не опираясь на наследственные программы, а вырабатывая свои собственные. Здесь понадобилось, чтобы в качестве побуждений выступали не только наследственно закрепленные воздействия и предметы, но также различные сигналы, сообщающие о различном поведении этих предметов. Эти сигналы из – за своей сменчивости не могут задаваться генетически, поэтому понадобилась способность прижизненного выявления мотивационного значения предметов. Формирование этой способности обеспечивается с помощью ряда механизмов, обеспечивающих мотивационные научения.