Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 33

Самым простым механизмом мотивационного научения является запечатление новых стимулов, до этого не имевших мотивационного значения (запечатление осами места нахождения своих гнезд относительно окружающих предметов). Эти заученные ориентиры выполняют роль ключевых раздражителей.

В основе этого процесса лежит поисковая активность, направленная на обследование окружающей обстановки и выявление соответствующих стимулов. Закрепление их мотивационного значения опирается на наследственные механизмы инстинкта (при изменении обстановки, в момент возвращения к гнезду осы вновь изучают местность. Этот процесс запускается тем, что у осы есть ожидание определенной стимуляции, которое не подтверждаются).

Импринтинг – тесно связан с прижизненным запечатлением раздражителя, ориентирующем инстинктивное поведение. Наиболее изучено запечатление при возникновении реакции следования за матерью у птенцов птиц. По К. Лоренцо, импринтинг отличается наличием в онтогенезе критического периода для такого научения и необратимостью, невозможностью переучивания запечатленного образа.

Необратимость импринтинга неабсолютная (образ человека можно заменить образом утки). В основе возникновения импринтинга лежит восприятие ключевых раздражителей. Ими могут быть подвижность, заметность, видотипические, звуковые сигналы объекта. Возникновение импринтинга контролируется наследственностью через чувствительный период и специальные раздражители.

Таким образом, запечатление ориентиров обеспечивается особыми мотивационными установками с незаполненным содержанием, но ждущими этого заполнения.

В случае условно - рефлекторного обучения происходят более сложные процессы. Они характеризуются следующими процессами:

1-Установление условной связи является мотивационным процессом. Здесь раздражитель, не имевший мотивационного значения, приобретает это значение в результате связи с безусловным воздействием, мотивационные значения которых определяется наследственностью. При этом обусловливается не только некоторая моторная или другая реакция организма, но и субъективная эмоциональная реакция на нейтральный раздражитель. Это создает возможность гибкого поведения, учитывающего особенности возникшей ситуации.

2-Условный раздражитель приобретает не то же самое мотивационное значение, что и безусловные (раздражитель, сигнализирующий о болевом подкреплении вызывает не саму боль, а страх). Также условный сигнал появления пищи не приобретает мотивационное значение пищи. При его появлении животное просто ждет пищу.

3-Процесс обусловливания зависит не только от подкрепления условных раздражителей, но и от избирательности живого организма. Такая избирательность обеспечивается познавательными процессами, обеспечивающими обусловливание. Если животное приближается к человеку, который может дать пищу или ударить, то одного случая достаточно, чтобы образовалась прочная условная связь.

Обусловливание является механизмом развития предметного содержания потребностей. В результате, способность побуждать активность приобретает новые сигналы. Опредмечивание потребности состоит в приобретении мотивационного значения такими сигналами, совокупность которых может быть предметом потребностей. При многоступенчатом обусловливании содержание такого предмета может быть весьма сложным. Оно может не совпадать с совокупностью потребностно необходимых объектов (предмет пищевой потребности составляет совокупность съедобных объектов. Но активность индивида направлена на пищу лишь на завершающем этапе, при захвата и потреблении пищи). А при поиске и преследовании пищи активность побуждается сигналами, которые не являются пищей, но сигнализируют о ней. Эти сигналы также включаются в предметное содержание потребностей, расширяя и уточняя его.

Предметное содержание потребностей не может быть определено только через внешнее воздействие. Так одни и те же стимулы могут вызывать различную активность, которая зависит ото мотивационного отношения индивида к ним. Поэтому А.Н. Леонтьев считал, что мотив охватывает не только внешнее, но и внутреннее субъективно отражаемое содержание. Это означает, что мотивирует не то, что есть, а то, во что это должно превратиться.