Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 42

Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания. Желание – это отражение содержания потребностей субъектом. Желать что – либо означает знать содержание своей потребности. Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению. Во время этого рассматриваются доводы «за» и «против». Человек также мысленно предвосхищает результат своих действий.

В любой момент у человека имеется ряд различных желаний, которые объективно не могут быть одновременно, поэтому происходит столкновение между ними. Это и есть борьба мотивов. Она заканчивается на первом этапе выбором цели действия и напряжение, обусловленное этой борьбой, ослабевает.

На следующем этапе (втором) происходит осознание ряда возможностей достижения целей. Это осознание происходи как результата мыслительных действий, с помощью которых устанавливаются причинно – следственные отношения между способами выполнения  возможными результатами.

На третьем этапе выявлены возможные пути и средства достижения цели соотносятся с системой ценностей человека, то есть его убеждениями, чувствами, принятыми нормами поведения, ведущими потребностями. На этом этапе осознаются доводы «за» и «против» каждого из возможных путей с точки зрения ценностей человека. По мере осознания мотивов «за» и «против» имеющихся возможностей, у человека нарастает напряжение. Он встает перед проблемой выбора и переходит на четвертый этап.

На четвертом этапе (центральном в сложном волевом действии) также возможна конфликтная ситуация. Конфликт может быть связан с нежеланием возможности достижения ценности легким, но аморальным. Другие пути являются морально оправданными, но более трудными, неэкономичными. Результатом борьбы мотивов является принятие решения – пятый этап.

На пятом этапе, как правило, в этой борьбе мотивов побеждают доминирующие мотивы личности. Они могут быть: - социальными

- личными

- деловыми.

Принятие решения состоит в выборе одной из возможностей достижения цели.

На шестом этапе происходит осуществление принятого решения. Практическое осуществление намеченной цели также может быть сопряжено с наличием внутренних и внешних препятствий. Эти препятствия вызывают у человека напряжение. Это напряжение снимается либо выполнением действия, сопровождающимся волевыми усилиями, либо отказом от выполнения цели, чтобы избежать соответствующих усилий.

Отказ от цели не всегда является показателем безволия. Обстоятельства могут измениться таким образом, что человеку лучше отказаться от первоначально намеченной цели. Иногда это требует значительных волевых усилий.

4)Механизмы волевой регуляции.

Иванников предлагает следующие представления о механизме волевого поведения. В начале действие принимается к осуществлению в силу влияния внешних причин, то есть по необходимости. Затем происходит изменение или создание дополнительного смысла действия. Для этого действие подключается к смысловой сфере личности. Оно соединяется с нравственными мотивами и ценностями. В этом проявляется связь мотивационно – смысловой сферы человека с его поведением. Чем больше нравственное воспитание человека, тем легче осуществляется волевое действие.

Структуру волевого действия Иванников представляет следующим образом:

1 – мотивация

2 – цель

3 – смыслозадание

4 – постановка задачи

5 – планирование

6 – реализация действия.

Изменения смыслодействия можно достичь следующим способами:

1-чеоез переоценку мотива при обесценивании предмета потребности.

2-через изменение роли и позиции человека в общности (отстающему школьнику поручают опекать младших ребят).

3-через предвидение и эмоциональное переживание результатов действий (боязнь темного подвала ребенком, но когда родители заболели, осознание того, что им станет хуже, помогло ребенку спуститься в подвал за вареньем).

4-через обращение к символам, ритуалам во время действия (военное знамя во время боя).

5-через соединение данного действия с другими более высокими мотивами (долг, честь, ответственность).