Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 31

В школе Узнадзе Д.Н. к установкам относят только вторую фазу актуализации потребности и результат взаимодействия потребностей и соответствующих им ситуаций. Считается, что при наличии какой – либо потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает состояние готовности, то есть установки к определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. На деле эти установочные состояния представляют собой обычные желания, влечения и другие эмоциональные отношения (жажда притягивает человека к месту, продают напитки. Подчиняясь этому влечению, человек останавливается и покупает себе питье. Здесь жажда, влечение составляют основу в установке). Таким образом, следует различать установку как готовность к действию и мотивационную установку.

Мотивационная установка является первой фазой актуализации потребностей. Она означает готовность к эмоциональному восприятию некоторого предмета. При появлении этого предмета наступает вторая фаза и возникает актуальное переживание эмоционального побуждения. Актуализируются ориентировочные процессы, уточняющие возможность осуществления необходимых действий.

Инстинктивное и основанное на научении, удовлетворение потребностей.

Под инстинктом понимаются унаследованные элементы поведения и их детерминанты.

Наследственность инстинктов является их важнейшей характеристикой. Вопрос о соотношении инстинкта и научении поведения звучит, как вопрос о соотношении «наследственность - среда». Поведение зависит от наследственности и среды также, как площадь пол зависит от длины и ширины.

В последнее время происходит отход от понимания инстинкта как стереотипного поведения. Считается, что поведение не может наследоваться. Наследуются только гены и цитоплазма. Механизмы инстинктивного поведения формируются прижизненно вместе с развитием организма и подвержены влиянию внутренних и внешних факторов (самки крыс, выросшие в среде бесподвижных объектов, обнаруживают отклонения в материнском поведении при построении гнезда, переносе детенышей, из - за чего теряют потомство). Подобные факты говорят о том, что наследуется не поведение, а программа развития механизма поведения. Эта программа может быть реализована при определенных условиях. Любое отклонение от этих условий ведет к изменению механизма инстинктивного поведения.

Инстинкт является элементарной начальной формой мотивации. Влияние на поведение генетически обусловленных побуждений и предпочтений называют инстинктивной мотивацией. Ее особенности связаны со свойствами инстинктов.

Инстинктивное поведение складывается из отдельных действий. Отдельные действия инстинкта отличаются своей автономностью. Автономность состоит в том, что при выполнении некоторого инстинктивного действия индивид обычно бывает не в состоянии согласовать его с другими, предыдущими или последующими действиями (оса пелоней, построив ячейки и отложив в них яйца и пищу, покрывает их слоем засыхающей грязи. Если все ячейки удалить, то она все равно покрывает грязью место на стене, к которому были прикреплены ячейки).

Второе свойство состоит в том, что в пределах определенного звена инстинкта животное способно к индивидуальному поведению (каждый полет пчелы за медом, каждая охота осы за пауком совершается разными движениями). При этом состав движений определяется не инстинктом, а отражением наличной ситуации.

Таким образом, при осуществлении инстинктивного поведения психическое отражение используется только в узких рамках достижения отдельной цели. Побуждение обеспечивается инстинктом. Взаимосвязанность, последовательность и конечная целесообразность этих целей животным не ясны. Это видно из того, что животное стремится к их достижению и в тех случаях, когда в этом нет смысла. Отсюда следует, что инстинкт определяет стратегию поведения, а психическое отражение текущей ситуации определяет тактику поведения.