Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 25

Чтобы запустить эти инстинктивные формы поведения, происходит торможение сознательной регуляции. К этим инструктивным формам поведения относятся:

- бегство;

- агрессия;

- оцепенение.

3-заключительная стадия аффекта. Здесь человеку возвращается способность осознавать происходящее. Обычно человек не помнит, что он совершил. Если он совершил действие, наносящее ущерб другим людям, то испытывает чувства вины и раскаяния. Аффект отнимает много сил человека на третьей стадии . человек испытывает чувство усталости.

Практически все эмоции могут иметь форму аффекта и поэтому одни и те же эмоции имеют два полюса. Эмоции бывают не сильно (гнев) или сильно (ярость) выражены.

Понятие аффекта важно для судопроизводства. В юриспруденции противоправные действия, совершенные в состоянии аффекта наказываются в меньшей степени, чем то же действие произведенное умеренно.

10) Настроение.

Настроение – слабо выраженные эмоциональные реакции, происхождение которых человек зачастую не осознает – так думает большинство психологов. Эти эмоции выступают в качестве срока, на котором протекают другие психические процессы. Настроение эмоционально окрашивает эти процессы. Причинами настроения являются – физическое самочувствие человека, события повседневной жизни, удовлетворение потребностей, успеха и неуспеха и т.д.

По характеру влияние настроения на деятельность человека делятся на:

- стенические настроения, они мобилизуют человека, повышают работоспособность и т.д.;

- астенические настроения, они оказывают обратное действие, т.е. демобилизуют человека, снижают мотивацию, делают поведение менее эффективным.

Настроение является следом эмоциональной реакции, сохранившейся во времени.

11) Стресс.

Стресс (английское) – давление, напряжение.

Понятие стресса в науку вошло в связи с исследованиями Ганса Селье (Конадец). Он под стрессом понимал неспецифическую адаптивную реакцию организма в ответ на требования окружающей среды. Эти требования выступают как воздействия, которые получили название стрессоров. ( стрессор - увеличение температуры. После этого усиливается потоотделение, расширяются сосуды, кожа отдает тепло и т.д.)

Неспецифическая реакция организма заключается в увеличении уровня функционирования организма. Увеличивается частота дыхания, увеличивается сердцебиение, т.е. организм напрягается.

В настоящее время кроме физического, различают психический стресс. Психический стресс рассматривается как состояние психической напряженности, возникающей в ответ на воздействие экстремальных факторов, создающих угрозу жизни, здоровью, целостности личности и усложняющих деятельность. В зависимости от природы, стрессы бывают :

1 – эмоциональные;

2- информационные.

Эмоциональный вызывается ситуацией угрозы жизни и здоровью человека, целостности его личности.

Информационный вызывается информационной перегрузкой человека, вызванной необходимостью перерабатывать потоки информации, превышающие возможности человека. К тому же этот процесс переработки осуществляется в условиях дефицита времени и направлен на принятие ответственных решений, от которых зависит жизнь и здоровье других людей и самого человека, сохранение больших материальных ценностей.

Стресс оказывает влияние на здоровье человека, на его деятельность. Оно может быть положительным и отрицательным. В зависимости от этого Г. Селье выделил два вида эмоционального стресса:

1-  эостресс, т.е. оказывающий мобилизирующее действие на человека, улучшение самочувствия, увеличение активности, делает поведение более эффективным.

2-  дистресс, он связан с ухудшением самочувствия человека, его здоровья, вызывает ухудшение деятельности, демобилизирует человека. Он может иметь аффективную форму и соответственно выделяют три формы дистресса:

а) – возбудительная форма, т.е. человек становится очень активным, но эта активность имеет хаотический характер и не может быть средством разрешения возникшей ситуации;