Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 44

1-мотивация до принятия решения действия

2-воля

3-осуществление действия

4-оценка последствий действия.

Здесь мотивация связывается с выбором действия, а воля с его осуществлением.

Подход свободного выбора. Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном поведении. Это привело к образованию проблемы свободы воли. В противоположенности Эпикуру, Б. Спиноза отрицал беспричинное поведение, так как воля, как и все остальное нуждается в причине. Спиноза считал, что люди осознают действие, а их причины нет, поэтому они считают себя свободными. Он полагал, что источником активности являются аффекты, отрицая тем самым побудительную функцию воли. Под волей он понимал способность души определять истинное и ложное. У него воля м разум – одно и тоже. Воля – способность разума принимать решения о влечениях и действиях.   

Э. Кант рассматривал проблему личного выбора. Причинность материального мира предполагала признания детерминированности поведения человека, а требования нравственности предположили свободу выбора. По Канту, воля может определяться как чувственными побуждениями, так и разумом. Волю, которая определяется мотивами, представленными только разумом, он назвал свободной волей. Воля становится свободной, подчиняясь нравственному закону.

Уильям Джемс видел главную функцию воли в принятии решения о движении при наличии в сознании одновременно двух и более идей о движении. Наличие конкурирующей идее тормозит переход представления в действия, поэтому для осуществления действия нужно принять решение о действии. Выбор совершается на основе мотивов и выражается в направлении внимания на избранный объект. Волевое усилие Джемс принимал как усилие внимания. Таким образом, он признавал волю как самостоятельную силу души, обладающей способностью к решению о действии.

В. Франкл так же считал выбор основной функцией воли. Выбор человеческого поступка он связывает с поиском смысла жизни, с оценкой своей жизни с позиций будущего.

П. Я. Гальперин считал, что воля ориентирует человека в ситуации моральной ответственности и приводит к принятию того или иного решения. В настоящее время проблема выбора превратилась в самостоятельную область исследования. Она расширялась и стала проблемой принятия решения, в рамках которой вычленяется волевой аспект.

Регуляционный подход. Идея регуляции поведения как научной проблемы была сформулирована Шеррингтоном и Сеченовым. Они считали, что саморегуляция не нуждается в воле и осуществляется через определенные нервные центры, связанные с сознательной деятельностью. Причину действий человека Сеченов видел в чувственных возбуждениях, мыслях и моральных чувствах, придающих действиям определенный смысл.

Регуляторную функцию воли исследовал Н.Я. Басов. Волю он понимал как психологический механизм, с помощью которого личность регулирует свои психические процессы, прилаживая их друг к другу и перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Он считал, благодаря воле человек получает власть над своими душевными состояниями. По его мнению, регуляторная функция воли проявляется во внимании. Он считал, что воля не способна порождать действия или мысли, она только регулирует их. 

Л.С. Выгодский приписывал воле функцию побуждения и выбора, но главным считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Волю он рассматривал как продукт исторического развития, как высшую психическую функцию.

Волевые свойства личности.

1-Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения, устойчивой жизненной цели , готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Это устойчивая жизненная цель обусловливает постановку жестких целей как необходимых звеньев на пути к достижению основной цели. Целеустремленные люди отбрасывают все лишнее, мешающее достижению поставленной цели. Важно, чтобы целеустремленность имела не только индивидуалистический характер, отражающий только личные потребности и интересы.