Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 20

Четвертый подход – комплексные критерии (Кейсон, публ. 1933г.). он считал, что ограниченность существующих подходов может быть преодолена их синтезированием. Эмоциональные явления, по Кейсону,- это не сознательные переживания, не органическое ощущение, не таламический процесс, не выразительные движения, а все это взятое вместе во взаимодействии.

Такой подход суммирует не только достоинства каждого из этих частных подходов, но и их недостатки. Интеграция этих подходов вовсе не означает теоретического прогресса в изучении эмоций. Здесь нужен психологический подход.

2)  Биологическая целесообразность эмоций.

Психика отражает отражение объективных воздействий, которые сами по себе биологически нейтральны. Она позволяет живому организму опознавать жизненно значимые предметы и явления по их стимулам, сигналам.

Но само по себе отражение объективных свойств предметов не способно вызвать действия живого существа по приближению к предмету потребности. Здесь важны два обстоятельства:

Первое – действия с предметом определяются теми условиями, в которых они даны. Поэтому здесь нужна ориентировка в этих условиях, что достигается на основе психического образа (жаба перед броском замирает на некоторое время. По - видимому, в это время происходит определение парам5теров будущего действия). Таким образом, поведение должно быть пластичным и должно изменяться в соответствии с изменяющимися условиями. Эта пластичность обеспечивается учетом сложившихся обстоятельств в виде психического образа ситуации.

Второе – на живой организм воздействуют одновременно множество стимулов, но он реагирует только на один из них, проявляя избирательность (купи то или это, но мы идем покупать что – то конкретное, что ищем).

Живое существо не реагирует до тех пор, пока не появится нечто, способное удовлетворить его потребность. Предметы сами по себе не вызывают действия. Психический образ лишь открывает поле потенциально возможных действий.

Чтобы этот образ мог служить основой для построения регуляций действий, он должен иметь еще одну характеристику, которая обеспечивала бы выбор действия поведения. Такой характеристикой образа и являются эмоции.

Эмоции оценивают значимость для субъекта отражаемого предмета и вызывают соответственную активность, обеспечивающую достижение цели. Таким образом, эмоции оценивают окружающие нас предметы и явления и побуждают к действиям по отношению к ним.

Отсюда следует, что эмоция – особое переживание субъектом отдельных элементов психологического образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной внешней деятельности.

Эмоции являются важнейшим элементом образ среды. Они нарушают равнозначность объектов и условий среды, придавая некоторым из них особый смысл и требуют принятия экстренных действий.

Таким образом, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость внешних воздействий и состояний самого организма.

3)  Предметность эмоций.

Эмоция всегда окрашивает некоторое отражаемое содержание, то есть она отнесена к определенному предмету. Это является фундаментальным фактором, который позволяет решить многие проблемы эмоции.  Это факт отражает положение эмоций психического образа.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что психические процессы отражают не только сами явления, но также их значение для субъекта. Таким образом, психика – целостный акт отражения, который включает и знания, и отношения.

В конкретном случае может преобладать либо познавательная сторона, либо эмоциональная. Таким образом, реальная эмоция – психическое явление, в котором преобладает аффективный (эмоциональный) компонент.

Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство отражаемого содержания и эмоционального переживания. Данное переживание придает предает отражаемому содержанию специфическую субъективную сторону, при этом, одно и то же объективное содержание в разных условиях может вызвать разные эмоциональные переживания, а одно и то же переживание может очерчивать разные мысли, представления.