Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 34

Предметное содержание потребностей лишь актуализирует ее внутренне содержание. Это содержание представляет собой определенную модификацию внешней стимуляции.

Основные подходы к изучению мотивации.

1)Специфика исследования мотивации в бихевиоризме.

Бихевиоризм, как известно, отказался от изучения отказался от изучения психических явлений, как не поддающихся регистрации, поэтому он изучал ответные реакции на воздействие различных стимулов.

Мотив как психическое явление отсутствовал в системе понятия бихевиоризма. В качестве побудителя в поведении животного или человека, бихевиоризм рассматривал исключительно внешние стимулы. Современные бихевиористы полагают, что стимул в качестве внешнего раздражителя активизирует внутреннюю энергию организма.

Необихевиористы вводят между стимулами реакции некоторые промежуточные . Их действием объясняется неоднозначность связей между стимулом и реакцией. Для объяснения побуждений вводится понятие драйва. Возникновение новых драйвов рассматривается как результат сочетания стимула с удовлетворением органических потребностей человека. При этом утверждается, что вторичные утверждения являются лишь оболочкой первичных, органических.

В необихеворхизме основной детерминантой поведения считается потребность. Она вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции; характер потребности определяет содержание поведения.

2)Проблемы мотивации в психоанализе.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. В психике человека он выделил 3 составляющие:

1-Я

2-сверх Я

3-Оно

«Оно» содержит влечение индивида:

- сексуальное

- инстинкт самосохранения.

Эти два влечения объединяются в группу «Эрос». Также Фрейд выделили влечение к смерти, разрушению.

«Оно» является движущей силой, источником энергии.

«сверх Я» контролирует влечение «Оно».

«Я» пытается реализовать влечение с учетом норм, диктуемых «сверх Я».

Влечения, не соответствующее нравственным, эстетическим нормам, вытесняются в сферу подсознания, но при этом сохраняется их энергия. Это создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Организм стремится снизить напряжение, избавиться от страдания и испытать удовольствие.

Одним из механизмов такого освобождения является механизм сублимации, который состоит в том, что энергия вытесненных в подсознание влечений направляется в русло иной активности.

Любой механизм состоит в реализации желаний в сновидении.

В неофрейдизме, представленном К. Хорне, Э. Фромом и Г.  Мотивация поведения человека объяснялась уже не биологическими инстинктами, а межличностными состояниями и другими социальными моментами.

Хорне обратила внимание на соперничество, конкуренцию. Она считала, что культура, с одной стороны, стимулирует потребности, а, с другой стороны, налагает на них ограничение, подавляя их и усиливая внутриличностную травму.

Сальливеном придавал большое значение межличностным отношениям. По Сальливену источником активности является энергия, присущая организму изначально. Все психические процессы и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются динамизмами. В сумме они образуют «Я» систему, которая формируется в раннем детстве. Человек вступает в межличностные отношения с рождения под влиянием своих потребностей. в ходе этих отношений складывается персонификация, то есть образ человека, включающий себя и других.

По Эриху Фромму, существование человека отлично от существования животного. Человек получает свободу от природы, так как он становится хозяином природы, преобразуя ее. Он узнает, что является частью природы, но превосходит ее. Он узнает о своей смертности. Эта свобода «от» вызывает чувство одиночества, безнадежности, опасности, бессилия и ничтожности. У человека возникают импульсы потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Для этого есть только один путь – продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которая снова соединяет его с миром, но уже как независимого, свободного индивида. Однако у человека могут быть и непродуктивные способы удовлетворения своих потребностей. Фромм назвал их механизмами бегства от невыносимой ситуации.  Они выражаются в трех тенденциях поведения: