Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 18

Социометрическая дефференциация выражается в различной степени признания отдельных членов группы остальными. Данный вид дефференции можно выявит с помощью социометрического метода, предложенного Д. Морено. Суть метода состоит в том, каждый член группы должен выбрать себе партнеров для совместной работы, отдыха и т.п. По результатам опроса подсчитывается сколько раз был выбран каждый член группы остальными (число выборов ограничено 0 – 3). По количеству полученных выборов определяют социометрический статус каждого члена группы. Всего выделяют 5 возможных статусов:

1)Лидер – наиболее популярные, авторитетные члены группы. Они стоят во главе неформальных группировок. К ним относят тех, кто имеет в 2 раза больше позитивных выборов, чем в среднем по группе.

2)Популярные – те, которые получили количество выборов больше, чем в среднем по группе, но меньше, чем у лидеров.

3)Малопопулярные (ведомые) – те, у кого позитивных выборов больше 0, но меньше, чем в среднем по группе.

4)Изолированные – не имеющие ни позитивных, ни негативных выборов.

5)Отвергаемые – те, которые имеют только негативные выборы.

Наиболее неблагоприятными являются группы 4 и 5. Они сопровождаются негативными переживаниями в связи с проживанием в группе. Статус этих людей необходимо повышать.

Референтометрическая дифференциация  выражается в дифференциации членов группы как почитателей норм образцов поведения. У каждого человека есть круг референтных лиц, выступающих для него эталонами подражания, на которых он хочет быть похожим.

В этой системе референтных отношений члены группы также имеют различные статусы, начиная с референтометрических  лидеров и заканчивая более низшими статусами.

Процедура исследования референтометрических отношений подобна социометрии. В начале каждый член группы оценивает всех остальных по отдельности либо качествам. Затем каждый выражает желание ознакомиться с оценками членов группы по отношению к себе.

5)Интеграция в группе и коллективе.

Интеграция – процесс, объединяющий членов группы друг с другом. В коллективе этот процесс имеет совершенно другую природу, чем в малых группах. Показатели интеграции членов группы соответствуют различным слоям межличностных отношений.

На уровне первого слоя таким показателем является целостно – ориентированное единство группы, которое представляет собой степень совпадения мнений, оценок членов группы относительно важных для жизни группы объектов, явлений и событий. Прежде всего, это касается оценки мотивов деятельности, цели деятельности, поступков членов группы и т.п.

На уровне второго слоя (отношения, обусловленные совместно выполняемой деятельностью) интеграция выражается в действенной, эмоциональной идентификации членов группы друг к другу. Действенная эмоциональная идентификация выражается в сопереживании члену группы и стремлении облегчить его состояние, оказывая ему действенную помощь.

На третьем слое в группе и коллективе также выражаются в том, как возлагается ответственность за результаты групповой деятельности на ее членов.

В неорганизованных группах, как правило, заслуги за успехи приписываются красивым женщинам, а вина за неудачи – некрасивым. В коллективе эта ответственность возлагается объективно, в соответствии с реальными заслугами каждого члена коллектива.

6)Стадии развития коллектива.

А.С. Макаренко выделял стадии развития коллектива в зависимости от того, каков характер требований, предъявляемых его членам:

Первая стадия – руководитель знакомится с членами коллектива, их – друг с другом и сообщает требования, предъявляемые к ним. То есть требования исходят от руководителя и он следит за их исполнением. На этой стадии возникают первые дружеские пары, то есть начинают развиваться межличностные отношения.

Вторая стадия – в коллективе возникает несколько группировок:

- а – группа актива – заинтересована в делах коллектива и помогает руководителю в реализации целей коллектива. Теперь руководитель требует не только от своего имени, но и от имени актива. Он делегирует активу часть своих полномочий.