Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 35

- авторитаризме (стремление к власти)

- диструктуризме (стремление к разрушению)

- конформизме (приспособление к другим)

они не устраняют причину страдания или тревоги. Они отличают потребности избежать собственной славы и изолированности и являются механизмами защиты.

Гиштальдт – психология о мотивации (образ, структура).

Ливсен исходил из того, что активность человека исходит из намерений потребностей. Потребность – стремление осуществить какую – то цель, которая самим субъектом или другим человеком. Он называл потребности квазипотребностями, чтобы подчеркнуть свое понимание потребности. Квазипотребности образуются в возникшей ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека.

Совокупность квазипотребностей образует систему напряжений. Эта система стремится к разрядке. Разрядку составляют удовлетворение потребностей. она осуществляется в определенной ситуации, которую Ливсен называл психологическим полем. Каждая вещь в этом поле выступает в отношении в потребности субъекта. В зависимости от характера отношений, одни предметы имеют положительную валентность, побудительный характер, а другие – отрицательную валентность и лишены побудительной силы.

Жизненное пространство характеризуется структурой и динамикой, которые выражаются во взаимосвязи, равновесии, мощности. Жизненное пространство обладает свойствами:

- уровнем реальности

- временной перспективой

Временная перспектива выражает ожидания, представления о будущем. В связи с квазипотребностями Ливсен ввел такие понятия, как целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и другие.

Гуманистическая психология.

Одним из представителей этого направления является А. Маслоу. По его мнению, мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней:

пирамида Маслоу

                                           

5 – потребность в самоситуализации  

  

4 – потребность в достижениях (уважение, почитание)

 


3 – потребности в любви

 


2 – потребности в свободе, безопасности

 


1 – физиологический (потребности в пище, воде, обеспечение гомеостаза)

Маслоу считает, что новая потребность возникает лишь при удовлетворении нижележащих потребностей. важнейшая потребность – потребность в самоситуализации (№5). Она состоит в стремлении индивида к непрерывному развитию и появляется лишь тогда, когда удовлетворены  нижележащие потребности. Поведение человека зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Позитивная психология.

Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) – считал, что психология должна быть описательной наукой, так как объяснения в психологии не допустимы. Если природные явления можно объяснить, то сознание можно только описать. Центральный метод описательной психологии – понимание. Понять, значит оценить субъективные переживания как осмысление. Каждое состояние сознания включает в себя интеллектуальную часть, побуждение и чувства, волевой компонент.

Побуждение и чувства занимают центральное месть в душевной жизни. Они объединяют всю душевную жизнь, направляют духовную активность на предметы среды, которым придают чувства удовольствия и удовлетворения побуждениям. То, с чем соединяются чувства удовлетворения, является ценным. Человек постигает ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирает из этого то, что полезно и создает новые ценности в процессе жизни. Постижение ценностей и создание новых ценностей составляет сущность духовной жизни и психического развития.

Идею Дильтея развил Э. Шпрандлер (1832 - 1963). Он по – другому определил ценности. Дильтей считал ценностями объекты, включенные в эмоциональное состояние субъекта. Шпрандлер же определил ценности через объективный критерий.

Ценности – объективные образования, не зависящие от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие, это – весь мир.

Шпрандлер классифицирует ценности на 6 типов: