Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 15

2 – социальная направленность личности – в ее основе лежат широкие социальные мотивы, связанные со стремлением человека принести пользу другим людям, обществу в целом.

3 – личная (эгоистическая) направленность личности – в ее основе лежат узкие эгоистические мотивы, связанные со стремлением реализовать свои личные потребности, свои интересы.

17 Самосознание личности

Самосознанием личности называют процесс и результат познания человеком самого себя. Результатом самосознания личности является представление человека о самом себе, которое в психологии называется «я»; «образ я» или «я концепция».

«Я концепция» - более менее осознанная система представления личности о себе, на основе и при помощи которой человек строит взаимоотношения с другими людьми. В структуре «Я концепции» выделяют различные компоненты по местным основаниям:

А) – по содержанию в «Я концепции» выделяют два основания:

1- знание человека о самом себе (цвет глаз, волос, хорошая или плохая память, честность и т.д. ).

2- отношение человека самого к себе (уважение к себе и т.д.).

Б) – в зависимости от сходства самосознания личности с самосознанием личности других людей выделяют также два компонента в структуре самосознания:

1- присоединяющие Я-составляющие – это те компоненты, которые являются общими для человека и какой-либо группы людей. Эти составляющие являются основой различных социальных идентификаций человека, т.е. основой принятия на себя определенных социальных ролей.

2- дифференцирующая Я-составляющая. Она является основой индивидуального своеобразия личности и включает в себя те компоненты Я-концепции, которые отличают данного человека от других людей.

В) – представление человека, касающееся различных социальных ролей, исполняемых им и отдельных компонентов Я-концепции. В соответствии с этим выделяют :

1- физическое Я (представление о своем теле);

2- социальное Я(те роли, которые играем в обществе);

3- религиозное Я;

4- моральное Я и т.д.

Важным компонентом самосознания личности является самооценка. Она представляет собой оценку личностью своих собственных качеств. В ее основе лежат две составляющие Я-концепции:

1-  реальное Я – представление человека о самом себе, каким он является в действительности;

2-  идеальное Я – представление человека о том, каким он хотел бы быть.

Соотношение между реальным и идеальным Я порождает самооценку.

Самооценка может быть объективной и необъективной.

Необъективная самооценка может быть высокой или низкой.

При высокой самооценке человек считает, что достиг совершенства, а следовательно не видит смысла в самовоспитании.

При неадекватной низкой самооценке человек считает, что дистанция между идеальным и реальным Я очень большая и непреодолимая. И поэтому не видит смысла в самовоспитании, т.о. не высокая не низкая неадекватные самооценки не могут быть основой самовоспитания. В этом отношении действительной является адекватная (объективная) самооценка, т.к. человек видит свое несовершенство и в то же время считает идеал достижимым.

По мере приближения к идеалу, этот идеал постоянно изменяется и в норме если между идеальным и реальным Я остается определенная дистанция.

Самооценка выражается в уровне притязаний. Уровень притязаний личности – это выражение желаемой самооценки. Этот уровень проявляется в тех целях, которые человек ставит перед собой. Чем труднее эти цели, тем выше его уровень притязаний. По Уильямсу Джеймсу соотношение уровня притязаний и реальных достижений порождает самоуважение личности.

СУ = У дост./Упр.

18 Психология групп и коллективов

1)  Понятие о группах и коллективах.

Люди с самого начала своей истории объединялись в различные группы, ведя совместный образ жизни. (трудились, оборонялись и т.п.)

Группа – некоторая социальная общность, выделяемая на основе общего признака. (профессия – учитель, врач и т.д.; производство – бригада, цех и т.д.; класс – рабочие, крестьяне и т.д.)

По способу образования группы бывают: