Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 38

Важно также, что мотивы человека развиваются не спонтанно, стихийно, а в результате специальных формирующих воспитательных воздействий (семья, школа, вуз, они создаются искусством, общественными организациями, на работе и так далее). Человек не является пассивным объектом воздействия со стороны других людей. Он проявляет избирательность по отношению к внешним воздействиям, отстаивает свои ценности. Человек воспитывается не только специально организованными воздействиями, но и самой жизнью, примерами из нее. При этом человек видит в жизни и хорошее, и плохое, поэтому он постоянно находится в ситуации выбора, среди разных открывающихся вариантов удовлетворения и развития потребностей.

2)Проблема базовых потребностей человека.

Человеческая мотивация имеет свою специфику. Как содержание мотивов, так и механизмов мотивации. Содержание биологической и социальной мотивации несомненно различно. Оно обусловлено тем, что мотивация человека формируется прижизненно, в зависимости от социальных условий, в результате воспитательных воздействий. Биологические и социальные мотивы человека имеют свои специфические источники и движущие силы развития.

Однако механизмы этих видов мотивов отличаются не столь резко. В этих механизмах имеется общее. Оно состоит в том, что потребности актуализируются в виде установок, а генетическое и ситуационное развитие мотивации имеет общий и эмоциональный механизм.

Специфика мотиваций человека состоит в ее опосредованности волей и интеллектом. Мотивация человека имеет направленность на жизненные цели. Но у мотивации человека имеются и биологические механизмы, которые  у человека не отменяются, а совершенствуются и преобразуются. Человека не учат желать, бояться или гневаться, но его учат тому, чего следует бояться, а чего – нет и так далее. Это значит, что новое социально обусловленное содержание приобретает мотивационное значение на основе механизмов, возникших в процессе эволюции. Однако не все содержание может быть уложено в примитивные биологические формы, поэтому возникают специфические механизмы мотивации. Биологические потребности человека сходни потребностям животных, но у человека даже эти потребности трансформируются, меняется способ их удовлетворения. Человек удовлетворяет потребности в пище вареным мясом с помощью ножа и вилки. Потребностная сфера человека меняется с появлением социальных потребностей. В целом потребности человека расширяются за счет развития производства. Появление новых предметов осуществляется новыми потребностями. Потребности приобретают идеаторный характер. Пища остается пищей и для сытого, и для голодного человека. Но есть также потребности, которые существуют только в сознании. Это потребность в знании и так далее. У человека меняется отношение между потребностями. Если в начале человек действует для удовлетворения летальных потребностей (жизнеоборот), то позднее он удовлетворяет эти потребности для того, чтобы действовать.

Классификация мотивов человека.

Мотивы человека классифицируются по нескольким основаниям.

1)По актуальности бывают: - актуальные мотивы

- потенциальные мотивы.

Актуальный мотив – такой мотив, который побуждает на реально совершаемую деятельность. Сюда относятся общие и частные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей и т.п.

Потенциальный мотив- тот, который может организовать действие. Он определяет возможные варианты поведения человека. К потенциально мотивационным относятся такие явления, по отношению к которым человек не совершает какую – либо активность (он не заготавливает топливо на зиму, но следит за температурой в квартире и при необходимости готов предпринять определенные действия, чтобы сделать ее оптимальной). Потенциальные мотивы проявляются в мире грез, который для человека иногда становится более дорогим, чем реальный мир. Они определяют зону развития личности. Эти мотивы открывают человеку резервные варианты жизни, которые могут быть реализованы при благоприятных условиях.