Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 39

2)По месту мотивов, иерархии различают: - ведущие мотивы

- второстепенные мотивы.

Дело в том, что деятельность человека полимотивирована, то есть побуждается несколькими мотивами. Они образуют иерархию. Наиболее важные мотивы являются ведущими. Они занимают центральное положение, чаще проявляются в деятельности и влияют на развитие личности. Второстепенные - более слабо связаны с личностью и на поведение и деятельность человека незначительное влияние.

3)По своей функции мотивы делятся на: - смыслообразующие

- мотивы – стимулы.

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл.

Мотивы – стимулы  побуждают деятельность, то есть выполняют функцию стимулирования (зарплата стимулирует деятельность, но смысл деятельности может состоять в получении  определенной вещи).

4)По предметному содержанию мотивы бывают: - предметные

- функциональные

-  нормативные.

 Предметные мотивы четко указывают, что должно быть в результате деятельности, каково предметное содержание результата.

Функциональные – основываются на потребности в определенной активности и побуждают человека ради самой активности.

Нормативные – мотивы, которые организуют деятельность, подчиняя ее определенным ограничениям.

5)По уровню обобщенности мотивы делятся на: - обобщенные

- конкретные.

Обобщенные распространяют свое влияние на определенную деятельность человека.

Конкретные являются структурным элементом конкретных поступков.

6)По степени осознания мотивы могут быть: - осознаваемые

- неосознаваемые.

Осознаваемые более или менее адекватно отражаются в сознании человека, однако человек часто не осознает подлинные мотивы своего поведения. Тогда они являются неосознаваемыми

Также различают подлинные (реально побуждающие деятельность человека) и декларируемые (заявляемые самим человеком) мотивы.

3)Фрустрация и реакция на фрустрацию.

Фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное или воображаемое препятствие не дает достичь намеченной цели. Важнейшей особенностью фрустрации является то, что она создает дополнительную мотивацию, направленную на удаление препятствия. Исходная и дополнительная мотивация реализуются в эмоциональных реакциях человека. К ним относятся:

- агрессия, которая является неадекватной реакцией на препятствие. Тогда как адекватной реакцией является обход или преодоление препятствия.

- отступление и уход (выходит из комнаты).

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения (является типичным результатом фрустрации). Здесь задача заменяется более легкой.

4)Понятие оптимума мотивации.

Между силой мотивации и деятельностью существует определенная связь. Она выражается в изменении характера поведения. Известно, что для адаптации к возникающим перед человеком задачам, нужна достаточная мотивация, Но если мотивация слишком сильна, адаптация становится менее адекватной, так как появляются эмоциональные реакции. Иногда адекватное поведение нарушается и полностью заменяется эмоциональным поведением.

Таким образом, существует некоторый оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.

Наличие оптимума мотивации экспериментально показал Фримен. Он измерял у одного испытуемого время реакции и кожногальваническую реакцию одновременно в течение нескольких дней в разное время суток.

Время реакции

                                                                                                                                                             

70милиС                                                        

170милиС                                                                            кгр

70кОм                          200кОм

Из кривой видно, что с повышением мотивации, повышается качество исполнения, но – до определенного предела.

5)Закон Иеркса – Додсона.

Оптимизм мотивации изменяется при разных задачах. Эти двое ученых провели эксперимент, который дал одинаковые результаты крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача состоит в различении двух яркостей. Один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача предполагала три уровня различия, также – три уровня мотивации: - слабый