Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 9

Предоставляя свою территорию для международного транзита, обслуживая этот грузопоток, развивая и встраивая транспортную систему Азиатской России в мировую транспортную систему, Красноярский край прежде всего работает на экономическую безопасность сибирских регионов и страны в целом.

Развитие и подключение транспортных коммуникаций Красноярского края к международным коридорам сможет обеспечить равноправный доступ (не контролируемый и не управляемый другими государствами) сибирских товаров (в том числе, и наукоемкой продукции) на мировые рынки.    Комплексный охват транспортными коммуникациями территории края будет способствовать повышению связности и целостности экономического пространства края, снижению противоречий и конфликтов между развитыми периферийными регионами и Центром края.

Приоритетность проекта обуславливается особенностями современного этапа развития мировой хозяйственной системы и спецификой формирования и развития транспортной системы.

В связи с интенсивным развитием стран АТР, успешной реализацией Китаем стратегии завоевания мирового лидерства, на переломе XX - XXI вв. началось изменение мощности и направленности основных грузопотоков в мире. Это "наложилось" на этап естественной перестройки и обновления давно эксплуатируемых транспортных комплексов. Сейчас, когда мир находится на перепутье и задается вопросом: как лучше сформировать новую транспортную систему, Россия может "получить" не только новые грузопотоки, "притянуть" к себе торговые и транспортные пути, но и переориентировать многие старые. Для этого транспортный комплекс Азиатской части России должен органично вписаться в эту систему.

1.5.  Роль Красноярского края в развитии транспортных коридоров

Красноярский край может участвовать в обслуживании нескольких крупных грузопотоков, следующих из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Активность стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Сингапур, Южная и Северная Корея и др.) в поиске новых выходов на европейский рынок может привести к резкому росту грузооборота по территории Красноярского края. На территории края пересекаются транспортные коридоры различных видов транспорта.

Транспортный коридор по Северному морскому пути по времени транспортировки грузов сопоставим с конкурирующими сухопутными магистралями, а также приводит к снижению интегральных транспортных затрат. Красноярский край может не только косвенно участвовать в этом проекте (как и большинство северных регионов Сибири), но и стать важным звеном, обеспечивающим выход сибирских грузов (из далеко не морских регионов) на мировые рынки. Речная система Енисей (по уникальности несопоставимая с Обью) будет равноправной составной частью формирующегося арктического международного транспортного коридора. Это позволит возродить Северный морской путь и постепенно превратить его (для связей с другими странами Тихого и Атлантического океана) в Северо-Восточный проход.

Ориентация Транссиба на перевозку контейнеров потребует перестраивания традиционных схем доставки внутрироссийских грузов, с переводом их на Северо-Сибирскую магистраль. Красноярский край является единственным из сибирских регионов, который будет задействован в обслуживании грузопотока как по Транссибу, так и по Северо-Сибирской магистрали.

Поступательное развитие этого коридора, при соответствующей политики со стороны края, может привести к превращению региона из пассивного в активного участника этого процесса. Благодаря наличию соответствующей научно-производственной инфраструктуры Красноярский край может стать центром по аккумуляции российских грузов с довольно обширных просторов Сибири, а по мере реального подключения России к мировому разделению труда, и по переадресации транзитных грузов из Южной Азии в европейские страны.