Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 2

Красноярский край входит в состав Восточно-Сибирского экономического района, занимает около 60 процентов его территории с населением более 3 миллионов человек. Основные виды грузов: вывозимые из Восточной Сибири – каменный уголь, руда, лесные грузы; ввозимые – нефть и нефтепродукты. Количество вывозимых грузов примерно в 2 раза больше количества груза, поступающего из других регионов России. Красноярский край занимает почти 15 процентов территории Российской Федерации и простирается в мередиальном направлении от Северного Ледовитого океана до государственной границы с Монголией. В широтном направлении – от левобережья Енисея до границы с Дальневосточным экономическим районом. На территории края выделяются 3 географические зоны: Алтае-Саянская, Восточная часть Западно-Сибирской равнины и Западная часть Среднесибирского плоскогорья.

Здесь встречаются практически все  ландшафтные зоны умеренного пояса России: степная зона и плодородные лесостепи на юге Красноярского края, зеленая тайга в среднем течении Енисея, безлесная тундра на Таймыре и арктические пустыни на островах Северного Ледовитого океана.

Климат края резко континентальный. Средняя температура января от                          

-18 до –36 градусов (по Цельсию), июля от +10 до +20   градусов (по Цельсию).

Половину территории занимает вечная мерзлота. Зимой сильные морозы с небольшим количеством осадков, лето короткое, жаркое.

Природные ресурсы края разнообразны, по своим запасам значительны. На территории Красноярского края открыто очень большое количество месторождений различных видов полезных ископаемых, точнее более 4 тысяч месторождений.

Красноярский край располагает достаточно разветвленной транспортной инфраструктурой. Основные грузовые потоки обслуживаются железнодорожным, автомобильным и речным видами транспорта. Существует так же разветвленная система авиалиний, которая круглогодично обеспечивает перевозку пассажиров и грузов практически в любые районы.

Общая протяженность сети железных дорог края составляет 3,2 тыс. км.

С запада на восток территорию пересекают две магистрали общероссийского значения: Транссибирская и Южно-Сибирская. Центральная часть Красноярского края имеет хорошее железнодорожное сообщение со всеми промышленными регионами РФ. В Норильском районе находится самая северная в мире железная дорога, связывающая Норильск и порт Дудинка.

Протяженность сети автодорог общего пользования составляет 11,9 тыс. км., плотность дорог 5 км. на 1000км2 территории, в том числе с твердым покрытием 4,6 тыс. км.  Парк грузового автотранспорта составляет около 120 тыс. автомобилей различной грузоподъемности.

Авиаперевозки в крае осуществляются через 193 аэропорта, три из которых Красноярск, Норильск, Хатанга имеют общероссийское значение и могут принимать самолеты типа Ил – 86, Ил – 76, Ил – 62, Ту – 154. основным перевозчиком является компания ОАО «Красноярские авиалинии» владеющая парком современных грузовых и пассажирских самолетов, благодаря чему Красноярск связан авиалиниями со всеми крупными городами России.

С северными районами не существует железнодорожного и автомобильного сообщения, поэтому важную роль в транспортировке грузов и в осуществлении Северного завоза играет речной транспорт. Общая протяженность водных путей в крае превышает 9,5 тыс. км., из них с гарантированными для судоходства глубинами – около 7 тыс. Основные перевозки речным транспортом осуществляются по реке Енисей и его наиболее крупным притокам. Общая длина Енисея составляет 4092 км., при этом судоходными являются 3487 км. Вплоть до устья реки.

Река  Енисей  является  единственной  крупной  водно –транспортной   магистралью. Протяженность  реки  от  Красноярска  до  Дудинки составляет  1998 км.  Большая  часть  реки  расположена  на  Сибирском  плоскогорье  с разнообразным  рельефом  берегов.

Площадь  водосбора  в  створе  города  Красноярска  составляет  285000 км2  и  возрастает к  Дудинке  до  2470000 км2.