Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 18

С экономической стороны, по мнению специалистов при перевозках грузов в мягких спецконтейнерах предпочтительнее всего дешевые одноразовые контейнеры, особенно из районов крайнего севера в смешанном сообщении.

Эти выводы подтверждаются  проведенными в 1986-1989 годах опытных перевозках комовой серы в мягких спец контейнерах:

·  МКР- 1,0М- одноразовый из армированного полиэтилена с грузонесущей горловиной, производство Новомосковского ПО «Полимерконтейнер» на импортной технологической линии (ФРГ), стоимостью 5 рублей, грузоподъемностью 1,0 т;

·  МКР-1,0С-одноразовый, состоящий из полиэтиленового мешка-вкладыша и грузонесущей оболочки с проушинами из синтетической ните-прошивной ткани, стоимостью 26 рублей, грузоподъемности 1,0т;

·  МК-1,5Л-многооборотный резинокордный с грузонесущими лентами, стоимостью около 100 рублей, грузоподъемностью 1,5т.

Всесторонние испытание контейнеров, включая зимнее хранение в Дудинском порту, показал, что предпочтительнее контейнер МКР-1,0С, но внедрение которого дополнительно к перечисленному выше в ввиду отсутствия в достаточном количестве таких контейнеров в стране и его дороговизной в одноразовом использовании.

Контейнер МКР-1,0М не выдержал испытаний из-за недостаточной прочности (20% выбраковано на этапе Норильск-Красноярск).

Контейнер МК-1,5Л оказался непригодным к повторному использованию из-за механических повреждений, полученных при транспортировки по железной дороге до получателя.

К двум  первым типам контейнеров прибавляется и проблема их утилизации, при переплавки которых в специальных печах выделяется, по заключению специалистов НГМК, много вредных и  токсичных химических элементов.

Затарка в мягкие спец контейнеры гранулированной серы, вследствие ее высокой степени сыпучести, приведет к еще большему загрязнению грузовых трюмов и складских площадок при малейшем повреждении оболочки в сравнении с перевозкой в них комовой.

2.6.3.  Транспортно-технологическая схема доставки серы в специальных контейнерах жесткой конструкции

С экологической стороны вариант самый надежный и простой, полностью исключает потери. Позволяет складировать контейнеры на обычных открытых площадках, исключает контакт людей с серой, снимает проблемы зачистки флота, обеспечивает полную комплексную механизацию, незначительно снижает интенсивность грузовых работ по сравнению с поволочным способом.

Для этого варианта по своим параметрам, условиям затаривания и растаривания вполне подходит спецконтейнер СК-1-5 или КГС-5 (содовый), по своим линейным размерам соответствующий универсальному, типа УУК-2,5(3), погрузоподъемность 7 тонн брутто. Масса серы при его полной вместимости (5,1 м3) составит 6 тонн.

Технология и устройство затаривания на комбинате не потребует значительных капитальных затрат, затаривать можно как комовую, так и гранулированную серу.

2.6.4.  Транспортно-технологическая схема доставки  с паромной доставкой серы в железнодорожных вагонах с колесными парами

Этот вариант предусматривает, несомненно, равный двусторонний грузопоток, в Норильск грузов, перевозимых в полувагонах и обратный с серой навалом. Прямой грузопоток по подсчетам Красноярского речного порта не превышает 200 тыс. тонн, что, в общем-то, соответствует обратному серному.

С экологической стороны этот вариант не уступает контейнерному жесткой конструкции, но имеет ряд недостатков организационного, технического и экономического характера.

В этом случае весь прямой грузопоток грузов в полувагонах потребуется сконцентрировать в ограниченные летние сроки (3,5 месяца), что невозможно для большого числа грузопотребителей, если учесть, что межнавигационное пополнение грузов в Красноярском речном порту начинается уже с 1 декабря и продолжается в течении шести месяцев.

Пропускная способность однопутного участка железной дороги Дудинка- Норильск не позволит освоить такой вагоннопоток, так как Дудинский порт является в настоящее время своеобразным складом длительного хранения как структурное подразделение Норильского горно-металлургического комбината.