Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 7

Другими словами, желательный (с точки зрения народного хозяйства в целом) темп роста отраслей промышленности Красноярского края может совпадать с интересами корпораций, образующих в модели понятие "отрасль". И это совпадение в существенной степени обеспечивается развитием транспортной системы края.

При целенаправленной политике государства в области транспортного строительства в Красноярском крае и обеспечении (в разных формах) прироста транспортной отрасли не менее 10% в год этот "потолок" для отраслей промышленности достигается уже при 7,8% годового прироста. Т.е. при темпах прироста отраслей промышленности в 6,2% прирост конечного потребления все еще заметен, достигающего 5,22% ежегодного прироста.

Следовательно, поддержка транспортной отрасли со стороны государства отвечает не только геополитическим задачам России в деле обеспечения национальной безопасности, но и создает условия для более интенсивного развития частных компаний, условия выхода на рынки других регионов и за рубеж. При развитии транспорта более 10% открываются перспективы северного направления межрегиональных поставок, и эти перспективы хорошо согласуются с интересами крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИК).

На территории Красноярского края представлены интересы ряда крупных (а по масштабам России - крупнейших) ВИК или финансово-промышленных групп (ФПГ) – табл.2. Акции того или иного предприятия постоянно перетекают из одной компании в другую и достаточно трудно проследить принадлежность предприятия тому или иному собственнику. Поэтому здесь мы зафиксировали состояние и состав компании на текущий момент. Причем, с одной стороны интересы таких компаний не знают административных границ (района, края, страны), с другой - их интересы (как межотраслевых, так и разноотраслевых компаний) пересекаются на территории отдельных административных районов края.

Таблица 2

Крупнейшие подразделения общероссийских компаний на территории Красноярского края в 2002 г.

Наимено-вание компаний

Предприятие

Объем реализации, млн руб.

Чистая прибыль, млн руб.

Количество работающих тыс. чел.

Норникель

Норильский горно-металлургический комбинат

88342

3701

64,9

Русал

Красноярский алюминиевый завод

11224

359

10,6

Русал

Ачинский глиноземный комбинат

6358

0

10,6

Русал

Красноярский металлургический завод

1863

-10

2,4

Юкос

Ачинский нефтеперерабатывающий завод

1670

880

2,3

Газпром

Норильскгазпром

1573

20

2,2

СУЭК

Разрез Бородинский

1569

42

5,8

СУЭК

Разрез Березовский-1

910

-27

2,9

СУЭК

Разрез Назаровский

826

51

2,3

ИТОГО

114335

5016

104,0

В % к показателям в целом по краю

62,3

Н.д.

30,3

·  анализ материалов журнала "Эксперт-Сибирь" №9 (6 октября 2003 г.)

Как видно из таблицы, более 60% объемов реализации продукции и более 30% занятых в промышленности составляют 5 крупных компаний, среди которых основным является "Норникель". Последовательная деструктуризация промышленного производства Красноярского края, проходившая в последнее десятилетие, привела к тому, что структура промышленности, а главное, доходы от ее деятельности, стали "перекошенными". Основной отраслью края становится цветная металлургия в лице, в первую очередь, крупнейшего ее комбината - Норильского горно-металлургического комбината, который приносит в край основные доходы. Основав холдинг (ВИК) под названием "Норникель", эта компания постоянно расширяет свои "владения", покупая акции золоторудного предприятия "Полюс" (Северо-Енисейский район), затем транспортного предприятия Лесосибирский порт.