Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 16

Может транспортироваться в открытых вагонах и судах, но предпочтительнее вагоны-хопперы саморазгружающиеся и трюмные закрытые суда.

2.5.  Перевалка и перевозка серы 

За 25 лет ЕРП перевезла более 2 млн. тонн технической серы. Наибольший пик произошел в 1990 г., а наименьший в 1994г. 

Рис.1. Опыт перевозки и перевалки технической серы ГМК «НН» в ЕРП

Комовая сера Норильского комбината в Енисейском речном пароходстве перевозится в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с двумя перевалками: в Дудинском морском порту (принадлежащей Норильскому комбинату) с ведомственного железнодорожного транспорта в речные суда и в Красноярском речном порту судов на магистральный железнодорожный транспорт по прямому варианту судно-вагон.

Перевалка серы в обоих портах производится на специализированных причалах, по согласованной с учетом имеющихся технических средств, с контролирующими органами технологии. Доставка серы с Надеждинского металлургического завода НГМК организовано, в основном железнодорожными «вертушками» из цельнометаллических полувагонов с глухим полом и наращенными бортами. Цель их сокращения простоев подвижного состава при имеющейся практики несогласованной его подачи под обработку на причале Дудинского порта имеется оперативный склад в виде бетонированной площадки, обнесенной по периметру деревянными стенками высотой 6,2 м. и углублениями по периметру для отвода в отстойник ливневых осадков, загрязненных серой. Перевалка серы с железной дороги на воду может производится как по прямому варианту (вагон-судно) так и по варианту склад-вагон и склад-судно.

В Красноярском порту специализированы два причала: №5 на Енисейском грузовом районе и №3 на грузовом районе Песчанка (введен в строй в1988 г.).

Перевалка своды на железную дорогу производится только по прямому варианту в связи, с чем перепростой судов полностью зависят от выполнения железной дорогой плановой подачи вагонов.

Перевалка в обоих портах производится портальными кранами (по два на причале) грузоподъемностью 10 т., оснащенных двухчелюстными грейферами.

На первый взгляд, технические средства и оборудование причалов позволяет без каких-либо трудностей производить перевалку комовой серы в обоих портах, как обычного, но пылящего, навального груза. Однако, хоть и слаботоксичные свойства комовой серы (4 класс опасности), мелкодимерсионый (до 26%) и далеко разнородный гранулометрический состав ее (отдельные глыбы до 600 мм), взрыво и пожароопасность серной пыли и серы предопределяют применение дополнительных технических средств (особенно зачистных), выполнение целого ряда особенностей технологического характера и все более усиливающихся требований промсанитарии и экономии.

Отсутствие в стране перегрузочных установок, которые бы полностью исключили россыпи серы и пылеобразование при ее перевалке, незначительный объем перевозок (250т.т) не позволяют уйти от примитивного  грейферного способа перегрузки по пути создания высокопроизводительного и экономически чистого перегрузочного комплекса (терминала) по примеру зарубежных стран.

Последние 6 лет транспортировка комовой серы навалом производилась в рамках согласованных с контролирующими органами « Организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды, технике безопасности и промсанитарии при ведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки комовой серы Норильского комбината речным транспортом Енисейского пароходства на 1985 год и двенадцатую пятилетку». Но, как показала практика, без совершенствования существующих технических средств и создания новых, вплоть до строительства специализируемых  объектов, выполнить их полностью невозможно, особенно в части не согласующихся между собой требований контролирующих органов и интересов исполнителей транспортировки и перегрузки.