Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 15

Наибольшую опасность при хранении и перекачке жидкой серы представляет интенсивное выделение паров сернистого ангидрида и сероводорода, а также накопление статического электричества в цистернах и трубопроводах.

2.3.  Комовая сера

Комовая сера - получают рыхлением, как правило, экскаваторами блоков застывшей жидкой серы с размерами 30-40 м. длиной, 15-20 м. шириной, 3,5-4 м. высотой. Заливка в блоки и отгрузка осуществляется следующим образом. Жидкая сера с температурой 130-1400 С, поступающая по трубопроводу на склад с завода, разливается на большие площади послойно в течении нескольких суток по мере охлаждения серы. Объемная масса (плотность) серы установлена: монолитная часть 1,9 т/м3, рыхленная и уплотненная 1,41 т/м3, рыхленная 1,28 т/м3. угол естественного откоса в покое 35-400. После заложения одной площадки начинают заливку другой. При переброске серы экскаваторами к железнодорожным путям для нагрузке в полувагоны происходит интенсивное дробление, часть ее измельчается до пылевидного состояния. По ГОСТу 127-26 в составе комовой серы самого низкого, третьего класса, при отгрузке с блока пылевидных частиц (менее 0,14 мм.) должно быть не более 4%, первого класса - не более 3%. На Норильском комбинате выход частиц этой пылевидной фракции (менее 0,1 мм.) составляет 5,6%. Именно эти частицы приводят к устойчивой запыленности воздуха, частицы же размером более 0,1 мм. Быстро оседают при проведении перегрузочных работ.

Исследования и наблюдения, проведенные на Норильском комбинате показали, что при дальнейшем проведении перегрузочных операций с помощью грейфера (выгрузка серы из полувагонов в суда в Дудинском порту), в основном измельчаются куски серы размером более 50 мм. При этом размер вновь образующегося класса лежит в пределах 5-25 мм. (увеличение на 7,8%). Суммарное же увеличение выхода частиц класса менее 1 мм. незначительно (0,4%).

Согласно ГОСТа 127-76 комовую серу хранят на открытых и закрытых складах,    транспортируют насыпью в полувагонах с нижними люками. В районы крайнего севера техническую серу упаковывают согласно ГОСТа 15846-84 (при обратном грузопотоке условия перевозок, к сожалению, не регламентируются стандартами). В транспортной маркировке указывается класс опасности 9, подкласс-9,2, категория-921 и 923 по ГОСТу 19433-81.

Открытый способ производства, хранения и транспортировки комовой серы характеризуется существенными ее потерями:

·  за счет испарении (0,25%), при взламывании блоков и рыхлении (1,75-1,9%), потери с дренажными водами (1-1,5%). Общие потери на складе достигают 3,0%.

·  интенсивное пылеобразование при каждой перегрузочной операции приводит к потерям до 0,5%.

·  распыление при перевозках на водном транспорте могут привести к потерям до 1,5%, на железнодорожном до 1,7%.

Таким образом, способ производства комовой серы, условия транспортировки, регламентированные устаревшими стандартами, далеко не совершенный и требует радикальной замены.

2.4.  Гранулированная сера

Гранулированная сера - твердые шарики с блестящей гладкой поверхностью с размерами от 0,5 до 4 мм., удельная масса- 1,75 т/м3, насыпная масса- 1,2 т/м3. не слеживается, не смерзается если влажность не превышает 3,0%. Влажность гранулированной серы не должна превышать 0,5%.

Гранулированная сера не гигроскопична, не комкуется в пределах установленной влажности, сыпуча, не самовозгорается. Сухая не агрессивна к стали марки 3, коррозирует при контакте с водой.

Угол естественного откоса в покое 28-320, в движении 20-250,максимальный угол наклона конвейеров 150. Потери серы при производстве, хранении и транспортировке 0,16% от массы на каждой операции транспортного процесса. Гранулированная сера является непылящим продуктом. Однако при длительном хранении и неоднократных перегрузочных операциях могут образовываться не значительное количество пыли, концентрация которой на 3 порядка ниже, чем при аналогичных операциях с комовой.