Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 8

Таким образом, к настоящему времени на территории края сформировались следующие ВИК, включающие крупные промышленные предприятия:

·  Норникель - Норильский ГМК, "Полюс", Лесосибирский порт;

·  РУСАЛ - Ачинский глиноземный комбинат, Красноярский алюминиевый завод, Красноярский металлургический завод;

·  СУЭК - Березовский разрез №1, Назаровский разрез, Ирша-Бородинский разрез;

·  ЮКОС - Ачинский нефтеперерабатывающий завод, предприятия по разработке нефтегазовых Юрубчено-Тахомских месторождений;

·  РАО ЕЭС - Красноярская ГЭС, Березовская ГРЭС-1, ГРЭС-2;

·  Красэнерго - Назаровская ГРЭС;

·  Континенталь-Менеджмент - комплекс лесосибирских ЛДК;

·  Агромашхолдинг - Красноярский комбайновый завод, Назаровский завод сельскохозяйственного машиностроения.

В ряду остальных компаний всё большее значение для края приобретают компании: Евразхолдинг, Енисейнефть (Роснефть) - разработка перспективного нефтяного месторождения на севере края, ЕвроСибЭнерго.

В последние годы компании, наряду с проведением мероприятий производственного характера на собственных предприятиях, заключают соглашения с администрацией края. В них затрагиваются важнейшие вопросы деятельности предприятий, в первую очередь касающиеся вопросов уплаты налогов, а также участия компаний в социально-экономическом и, особенно, инфраструктурном развитии того или иного административного образования и края в целом.

Именно последнее представляется наиболее эффективным путем реализации целей стратегий развития Сибири, и они могут быть достигнуты через осуществление крупнейших межрегиональных программ. Эти программы должны представлять интерес не только для государства, территорий, ведомств, но и для российских транснациональных корпораций. Должны быть отобраны такие ключевые проекты (создание объектов, проведение программных мероприятий), которые обеспечат достижение стратегических целей и создадут в регионах благоприятные условия для реализации их собственных, внутрирегиональных проектов.

Красноярский край является одним из регионов, где наиболее рельефно проявляются межрегиональные проблемы и наиболее выпукло видна необходимость координации на всех уровнях управления. На его территории можно выделить ряд таких интеграционных программ и проектов, благодаря которым удастся вписать Сибирь в складывающиеся новые экономические, торговые, транспортные отношения между Европой, Америкой и странами АТР:

·  формирование трансконтинентальных магистралей на территории Азиатской России как элемента мировой транспортной системы;

·  формирование новой широтной экономической зоны, обеспечивающей расширение активного экономического пространства страны;

·  формирование энергетического моста с выходом на сопредельные государства;

·  формирование технопарковой зоны в г. Красноярске.

Отбор проектов осуществлялся исходя из следующих положений:

проекты работают на стратегические направления развития, зафиксированные в программе "Сибирь", а не на разрешение сиюминутных проблем, "узких мест" региона. Они могут рассматриваться как "программные объекты", в финансировании которых значительную роль должны играть средства федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ;

реализация этих межрегиональных проектов качественно меняет условия хозяйствования на территории региона, создавая благоприятную экономическую среду для самообеспечения и саморазвития любого элемента хозяйственного комплекса региона. Это создает основу для разработки региональных программ социально-экономического развития с учетом последствий реализации выделенных программных объектов и мероприятий на параметры социально-экономического развития конкретной территории.

Формирование трансконтинентальных магистралей на территории Азиатской России, как элемента мировой транспортной системы.