Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 17

При грейдерном принципе перегрузки, какой бы ни был «уплотненный» грейфер, неизбежны просыпки серы при проносе его в вагон из-за безответственности самих крановщиков и недостаточной материальной их заинтересованности. При этом необходимо глубоко исследовать причины такой работы и обосновать соответствующие нормы выработки с условием неукоснительного выполнения утвержденной технологии, направленной на минимальное пылеобразование.

Но если даже отработать систему качества и материальной заинтересованности в строгом соблюдении технологии и содержании в чистоте причалов, просыпки серы неизбежны.      При поведении даже плотно закрытого грейфера в полувагоне из-за того, что на внешней стороне грейфера и на его многочисленных уступах налипает или электризуется сера и серная пыль, она ссыпается прежде всего мимо вагона. Необходимо совершенствовать конструкцию и найти принцип «чистого» со всех сторон грейфера.

В условиях устоявшегося дефицита полувагонов крайне необходимо строительство недорогостоящих оперативных открытых складов с высокими железобетонными стенками (до 10м.) ячеистого типа, с наклонным полом и обнесенного по периметры траншейными углублениями для стока ливневых вод в отстойник. Это позволит закрепить по линии флот и даже исключить необходимость его зачистки, загружая его в одностороннем направлении. Баржи проекта р-29 закрепленных на этой линии можно оборудовать легкими люковыми закрытиями или использовать самоходный флот с люковыми крышками.

2.6.  Транспортно-технологическая схема доставки серы

2.6.1.  Транспортно-технологическая схема доставки серы в жидком виде

С экологической точки зрения наиболее предпочтительная. Но сточки зрения безопасности и условий труда этот способ опасен, так как постоянно присутствующие пары сернистого ангидрида и сероводорода крайне токсичны и взрывоопасны.

Доставку жидкой серы, по мнению зарубежных специалистов, целесообразнее производить в пределах одного вида транспорта и на небольшие расстояния.

С экономической точки зрения данная ТТС самая дорогостоящая в связи с использованием специализированного оборудования и сооружений для складирования на всех этапах транспортного цикла подвижного состава с подогревом перегретым паром под давлением до 6 атм. или электротенами. Экономическая целесообразность этого варианта ТТС резко снижается в связи с односторонним грузопотоком. К тому же в стране нет морских и речных специальных танкеров и в достаточном количестве цистерн для транспортировки серы. Для проектирования и создания таких танкеров потребуется длительное время и значительные капитальные вложения. По мнению специалистов отраслевых институтов и Минцветмета СССР этот вариант ТТС неприемлем, особенно при доставке серы Норильского комбината в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

2.6.2.  Транспортно-технологическая схема доставки серы в мягких спецконтейнерах

Данная ТТС с экологической точки зрения на первый взгляд предпочтительнее перевозки комовой и гранулированной серы навалом. Однако этот вариант требует высокой культуры проведения перегрузочных операций и отвечающий требованиям сохранности оболочки контейнеров железнодорожных полувагонов (отсутствие на их стенках даже незначительных острых кромок, остатков креплений грузов, сварка и т.д.), что пока добиться трудно. С технической и технологической стороны промышленной погрузки серы в мягких спецконтейнерах на Норильском комбинате потребуется спроектировать и построить тарировочный автоматизированный цех. С портах перевалки степень механизации на всех вариантах перегрузочных работ не превысит и 25%, интенсивность грузовых работ снижается не менее, чем в 3 раза в сравнении с навалочным способом.

С точки зрения охраны здоровья при перетарке поврежденных контейнеров, а их количество будет зависеть от прочности и срока эксплуатации контейнеров, не исключается прямой контакт с серой рабочих.