Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 6

Основными торговыми партнерами в импорте Красноярского края в 2004 году являлись, прежде всего, страны дальнего зарубежья: Франция (доля в импорте - 24,2%), Гвинея (13,7%) Япония (9,9%), Китай и Швеция (4,1%), Германия (3,6%); из стран СНГ: Казахстан (10,4%) и Украина (9,7%).

1.4  Товарная структура импорта Красноярского края

В 2004 году структуру импорта края определили две основные товарные группы:

·  Машиностроительная продукция - 45,2%;

·  Продукция нефтехимического комплекса - 37,6%.

Увеличение импортных объемов произошло, в основном, за счет увеличения импорта машиностроительной продукции (в 2,3 раза в сравнении с 2003 г.), в частности, самолетов и частей к летательным аппаратам (ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева).

Продолжилось снижение объемов импорта продукции топливно-энергетического комплекса - в 3,4 раза (основная причина - снижение ввоза пека и нефтяного кокса для алюминиевой промышленности края в связи с изменением конъюнктуры и переходом на использование в технологическом процессе российских компонентов) и продовольственных товаров (в 1,8 раза).

Таким образом, внешняя торговля Красноярского края в 2004 году характеризуется:

·   ростом стоимостных объемов внешнеторгового оборота, прежде всего, в торговле со странами дальнего зарубежья;

·  сокращением экспортно-импортных операций со странами СНГ;

·  увеличением ввоза машиностроительной продукции и ряда других импортных товаров;

·  увеличением до 79% доли цветных металлов в товарной структуре экспорта.

Доминирующее положение в структуре экспорта Красноярского края цветных металлов дает определенные конкурентные преимущества и создает  стабильную основу для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности региона, которая позволяет планомерно проводить политику увеличения экспорта других товарах и услуг, прежде всего, готовой продукции с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью, услуг транспорта, переработки давальческого сырья, туристских услуг, услуг по организации выставок, строительству и ремонту дорог и объектов энергетики, коммерческому обмену технологиями и услугами технического характера (услуги в области разработок и исследований).

Развитие транспортной системы

Среди интеграционных промышленно-транспортных зон одними из приоритетными и наиболее подготовленными является Ангаро-Енисейский регион, большая часть которого представляется Красноярским краем. На территории этого региона пересекаются все (без преувеличения) существующие и перспективные транспортные коридоры по линии Восток - Запад, включая и международные. "Встраивание" экономики края в модель народнохозяйственного уровня показало не только его существенную значимость для всей страны, но и выявило некоторые важные межотраслевые проблемы внутри макрорегиона. В первую очередь к таким проблемам относится соотношение темпов развития добывающего комплекса и транспортной системы края.

Например, по результатам расчетов, для достижения целей удвоения ВВП России в целом необходимо существенно увеличить объемы производства угольного, металлургического и лесного комплекса Красноярского края. Есть так называемая  зависимость прироста показателя конечного потребления России в целом от увеличения темпов прироста отраслей промышленности и транспорта. Понятно, что каждый последующий процент прироста производства отраслей промышленности дает меньший процент прироста конечного потребления, так как в системе возникают другие "узкие места" (в том числе и в других регионах).

Одно из таких узких мест - отмеченная выше транспортная система Красноярского края. Дополнительный процент роста транспортной отрасли в крае позволяет существенно расширить возможности прироста отраслей промышленности края именно по показателю прироста конечного продукта. Последний, при предположениях о сбалансированности потребительского рынка, интерпретируется нами как прирост платежеспособного спроса, что, в свою очередь, позволяет прогноз народнохозяйственного уровня интерпретировать как отраслевой, корпоративный интерес.